9 октября 2020 года – апостол и евангелист Иоанн Богослов, что не рекомендуем делать в этот день

Церковные праздники

Сегодня, 26 сентября / 9 октября, Православная Церковь чествует Преставление св. апостола от двенадцати Иоанна Богослова, евангелиста, ближайшего и любимейшего ученика Спасителя, произошедшее в начале II столетия от Р.Х. и являющееся одним из самых таинственных событий, засвидетельствованных Священным Преданием. По поводу этого события наиболее распространённым является мнение, что св. апостол Иоанн был взят на небеса не только душой, но и плотью – как Пресвятая Дева Мария и ветхозаветные пророки Илия и Енох. Согласно свидетельствам, зафиксированным Священным Преданием, это стало возможным потому, что изменился «чин естества» великого «апостола любви»: его честная плоть не изведала истления, что свидетельствует о его духовном родстве с Божией Матерью, Которой он был усыновлён по слову Спасителя при Кресте Господнем и Которая жила в его доме вплоть до Своего блаженного Успения.

Когда нечестивым императором-язычником Нероном в Римской империи были начаты жестокие гонения на исповедников Веры Христовой, св. апостол Иоанн был доставлен в Рим, чтобы предстать перед судом императора-язычника. За твёрдое стояние в исповедании христианской Веры суд вынес св. апостолу смертный приговор. Однако привести его в исполнение мучители не смогли: осушив чашу, наполненную губительным ядом, а затем будучи брошен в котёл, где кипело масло, св. апостол Иоанн, благодатью Божьей, остался невредим и после этого был отправлен императором в ссылку на безлюдный о. Патмос. Св. апостол Иоанн прожил долгую жизнь, проповедуя вероучение Христово, и обратил в истинную Веру многих жителей Патмоса, а, по своём освобождении из длительного заточения, продолжил проповедническое служение в Эфесе, где он провёл оставшиеся годы жизни и где им было написано Святое Благовествование от Иоанна.

Св. апостол Иоанн Богослов мирно скончался в возрасте более ста лет, намного пережив всех сподвижников и очевидцев земной жизни Спасителя. Предчувствуя свою близящуюся кончину, он попросил своих учеников выкопать ему могилу в окрестностях Ефеса и зарыть его в ней живым, покрыв его лик платом. Придя в изумление от такого пожелания своего учителя и восскорбев, ученики, тем не менее, не решились возразить ему и исполнили его просьбу. Те же из учеников его, которые не присутствовали при погребении, спустя какое-то время вскрыли место захоронения, но не обнаружили там останков своего учителя. Однако после всех этих событий каждый год 8 мая (по ст.ст.) на поверхности его могилы тончайшим слоем начала проступать манна, от которой происходили чудесные исцеления болящих. В честь этого чуда на дату 8 / 21 мая был установлен особый день чествования памяти св. апостола.

Дни памяти св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова:
26 сентября / 9 октября – Преставление
8 / 21 мая
30 июня / 13 июля – в Соборе славных и всехвальных двенадцати апостолов

оанн Богослов, евангелист

Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.

Апостол Иоанн Богослов в молчании. XVII век

Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Что же это за прах и куда делось тело апостола? Мне попадалось мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху.

Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьезную статью.

В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.

Стоит обратить внимание, что такого чуда не удостоились даже святые первоверховные апостолы Петр и Павел, хотя мученическая кончина обоих – подвиг веры, свидетельство о Христе.

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова.

Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла.

Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола).

Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление.

Житие Иоанна Богослова

В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

Иоанн же начал проповедовать веру во Христа в Ефесе и дру­гих ма­ло­азий­ских го­ро­дах. Со своим учеником Прохором он собирался пересечь море, когда случилась страшная буря. Иоанн остался в воде, а всех остальных выбросило на сушу. Прохор страшно горевал о своем учителе. Но на четырнадцатый день волны выбросили Иоанна на берег живым, несмотря на то, что он пробыл все это время в пучине волн. Так Господь явил Свое чудо. Несмотря на то, что служение Иоанна Богослова сопровождалось еще многими чудесами, император Нерон начал гонения на христиан. Апостола Иоанна судили в Риме. Привести в исполнение смертную казнь мучителям так и не удалось. Иоанн остался жив, выпив чашу с ядом, пройдя через кипящие котлы.

Свя­той апо­стол Иоанн прожил долгую жизнь, проповедуя учение Христа, и скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Когда настало его время отойти ко Господу, апостол Иоанн попросил своих учеников вырыть ему могилу за пределами Ефеса и закопать его живьем. Ученики выполнили его просьбу со скорбью и изумлением. Узнав об этом, те ученики, которые не участвовали в исполнении просьбы апостола, раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Оцените статью
Fan World