Последняя модернизация образовательной сферы идет уже несколько лет. Иногда даже кажется, что это несколько реформ, просто идущих друг за другом. Сейчас изменений все меньше, они носят более точных характер и направлены на ликвидацию ранее допущенных недочетов, неких шероховатостей. При этом теперь школы несколько ограничены в выборе — они не могут полностью произвольно выбирать учебную литературу. Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год уже утвержден, с ним уже могут ознакомиться все желающие, скачав полный список рекомендованной для школ литературы. Также можно понять кому и зачем нужна стандартность обучения в современных школах.
- Изменения в рекомендуемом перечне школьной литературы
- Часть вариантов допущенных учебников
- Федеральный перечень учебников на 2019 год
- Какие ожидаются изменения?
- Новые стандарты
- Трудности с утверждением качественной учебной литературы
- Перечень учебников (ФПУ) на 2019 год для всех классов
- Видео-новость
- Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год
- Содержание документа
- Вариативность выбора
- Порядок заказа учебников учебными учреждениями
- Цифровая альтернатива
- Федеральный перечень учебников на 2019-2020 год
- Каких изменений ожидать в 2019-2020 учебном году
- О новых стандартах
- Перечень учебников (ФПУ) для всех классов
- Обсуждение и утверждение учебной литературы
- Утвержден новый Федеральный перечень учебников
Изменения в рекомендуемом перечне школьной литературы
Родители, мало знакомые с современной системой обучения, даже не знают, что существует обязательный перечень утвержденных учебников. Сейчас образовательные учреждения не имеют права вести школьное обучение по учебникам, не входящим в число утвержденных. Это связано с большим количеством наличия учебной литературы с логическими, орфографическими и прочими ошибками. Хотя новый перечень учебников содержит и старые версии пособий, все еще являющиеся актуальными.
Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год довольно широк, только базовый раздел содержит около 1000 печатных изданий. Помимо этого есть и раздел адаптивной литературы. Он включает в себя учебную литературу для деток с ограниченными возможностями и литературу, сохраняющую этнокультуру малых народностей, а также ряд других пособий.
В предыдущем учебном году список школьной литературы был больше. Министерство образования проинформировало граждан о том, что почти третья часть учебников в 2018 году не прошла дополнительную экспертизу на соответствие, лишив себя права быть в обороте государственных образовательных учреждений. При этом уменьшение разнообразия литературы в определенном образе выгодно школам и родителям — вероятность «неадекватных» учебников снижается, т.к. оставшимся достанется больше контроля со стороны проверяющих структур.
Часть вариантов допущенных учебников
Приведенный здесь список школьных книг является лишь примером возможной комплектации конкретных классов. Рекомендуемый перечень значительно шире. Это лишь один из вариантов. Конкретный набор учебников выбирает руководство школы.
1 класс
- Технология — Геронимус Т.М.
- Физическая культурa — Лях В.И.
- Музыка — Красильникова М.С., Яшмолькина О.Н., Нехaевa О.И.
- Окружающий мир (в 2 ч.) — Калинова Г.С., Виноградова Н.С.
- Математика (в 2 ч.) — Александрова Э.И.
- Изобразительноe искусство — Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.
- Азбука (в 2 ч.) — Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др.
- Литературное чтение (в 2 ч.) — Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.
- Русский язык — Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О./Под ред. Иванова С.В.
2 класс
- Технология — Конышева Н.М.
- Музыка — Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Окружающий мир (в 2 ч.) — Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- Русский язык (в 2 ч.) — Клейнфельд О.А., Киберева Л.В., Мелихова Г.И.
- Изобразительное искусство — Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.
- Физическая культура — Петрова Т.В., Полянская Н.В., Копылов Ю.А. и др.
- Математика ( в 2 ч.) — Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
- Литературное чтение (в 2 ч.) — Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Иностранный язык — Смирнова Е.Ю., Алексеев А.А., Э.Хайн и др.(англ)/Артемова Н.А., Гаврилова Т.А.(нем).
3 класс
- Технология — Лутцева Е.А.
- Физическая культура — Погадаев Г.И.
- Окружающий мир (в 2 ч.) — Плешаков А.А.
- Математика ( в 2 ч.) — Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
- Русский язык (в 2 ч.) — Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
- Изобразительное искусство — Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
- Литературное чтение (в 2 ч.) — Кудрина Г.И., Новлянская З.Н.
- Музыка — Яшмолькина О.Н., Красильникова М.С., Нехаева О.И.
- Иностранный язык (в 2 ч.) — Афанасьева О.В., Михеева И.В. (англ)/Захарова О.Л., Цойнер К.Р.(нем).
4 класс
- Технология ( в 2 ч.) — Огерчук Л.Ю.
- Физическая культура — Матвеев. А.П.
- Литературное чтение (в 4 ч.) — Кубасова О.В.
- Музыка — Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Окружающий мир (в 2 ч.) — Самкова В.А., Романова Н.И.
- Математика ( в 2 ч.) — Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
- Основы РК и СЭ — Амиров Р.Б., Горбачева Т.М., Воскресенский О.В.
- Русский язык (в 2 ч.) — Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
- Изобразительное искусство — Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.
- Иностранный язык (в 2 ч.) — Баранова К.М., Копылова В.В., Дули Д. и др. (англ)/Бим И.Л., Рыжова Л.И.(нем).
5 класс
- Биология — Никишов А.И.
- Математика ( в 2 ч.) — Башмаков М.И.
- Музыка — Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
- Литература (в 2 ч.) — Гулин А.В., Романова А.Н.
- Основы РК и СЭ — Китинов Б.У., Якушкина М.С. Савченко К.В.
- География — Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
- Русский язык — Быстрова Е.А., Кибирева Л.В./ Под ред. Быстровой Е.А.
- Изобразительное искусство — Горяева Н.А., Островская О.В./Под ред. Неменского Б.М.
- Технология — Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М.
- Иностранный язык — Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю. С. Абби и др.(англ)/Бим И.Л., Рыжова Л.И.(нем).
- Физическая культура — Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др./Под ред. Виленского М.Я.
6 класс
- Литература (в 2 ч.) — Меркин Г.С.
- Физическая культура — Матвеев А.П.
- Музыка — Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
- Биология — Сивоглазов В.И., Плешаков А.А.
- Обществознание — Котова О.А., Лискова Т.Е.
- История России — Андреев И.Л., Федоров И.Н.
- Математика ( в 3 ч.) — Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.
- Изобразительное искусство — Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.
- Всеобщая история — Агибалова Е.В., Донской Г.М./ Под ред. Сванидзе А.А.
- Русский язык (в 2 ч.) — Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
- География — Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др./Под ред. Климановой О.А.
- Иностранный язык — Афанасьева О.В., Михеева И.В. (англ)/Радченко О.А., Хебелер Г.(нем).
- Технология — Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М.
7 класс
- Музыка — Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
- Биология — С.В. Суматохин, Д.И. Трайтак.
- Информатика — Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Всеобщая история — Агибалова Е.В., Донской Г.М.
- Геометрия — Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.
- Русский язык — Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.
- Алгебра — Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др.
- История России — Пчелов Е.В., Лукин П.А./ Под ред. Петрова Ю .А.
- Обществознание — Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
- Физическая культура — Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
- География — Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др./Под ред. Климановой О.А.
- Технология — Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М.
- Литература (в 2 ч.) — Малкова Ю.В., Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н., Сухих И.Н/Под ред Сухих И.Н.
- Физика (в 2ч.) —Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В./Под ред. Орлова В.А.
- Иностранный язык — Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.(англ)/Радченко О.А., Конго И.Ф., Хебелер Г.(нем).
- Изобразительное искусство — Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. и др./Под ред. Шпикаловой Т.Я.
8 класс
- Физическая культура — Лях В.И.
- Литература (в 2 ч.) — Меркин Г.С.
- Химия — Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
- Музыка — Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
- Алгебра — Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.
- Геометрия — Берсенев А.В., Сафонова Н.В.
- Информатика — Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
- Физика — Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю.
- География — Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
- Русский язык — Рыбченко Л.М., Загоровская О.В., Алексадрова О.М.
- Изобразительное искусство — Питерских А.С./Под ред. Неменского Б.М.
- Обществознание — Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
- Биология — Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С./Под ред. Бабенко В.Г.
- Всеобщая история — Загладин Н.В., Белоусов Л.С., Пименова Л.А./Под ред. Карпова С.П.
- Технология — Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М.
- История России (в 2 ч.) — Арсеньев Н.М., Данилов А.А., Лавандовский А.А. и др./Под ред. Торкунова А.В.
- Иностранный язык — Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., С. Абби и др.(англ)/Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У.(нем).
9 класс
- Химия — Журин А.А.
- Физическая культура — Матвеев А.П.
- Обществознание — Котова О.А., Лискова Т.Е.
- Геометрия — Козлова С.А., Рубин А.Г., Гусев В.А.
- Биология — Т.М. Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова.
- Физика — Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А.
- Алгебра — Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунемович Е.А. и др.
- География — Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
- Литература (в 2 ч.) — Гулин А.В., Романова А.Н., Федоров А.В.
- Русский язык — Быстрова Е.А., Кибирева Л.В./ Под ред. Быстровой Е.А.
- Всеобщая история — Загладин Н.В., Белоусов Л.С./Под ред. Карпова С.П.
- Информатика — Семакин И.Г., Зологова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
- История России — Данилов А.А., Арсеньев Н.М., Кукурин И.В и др./Под ред. Торкунова А.В.
- Технология — Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др./Под ред. Казакевича В.М.
- Иностранный язык — Баранова К.М., Копылова В.В., Дули Д. и др. (англ)/Радченко О.А., Хебелер Г.(нем).
10 класс
- Химия — Журин А.А.
- Право — Певцова Е.А.
- Физика — Касьянов В.А.
- Алгебра — Погорелов А.В.
- Астрономия — Чаругин В.М.
- География — Бахчиева О.В.
- Экономика — Автономов В.С.
- ОБЖ — Ким С.В., Горский В.А.
- Русский язык — Воителева Т.М.
- Всеобщая история — Шубин А.В.
- Литература (в 2 ч.) — Лебедев Ю.В.
- Геометрия — Вернер А.Л., Карп А.П.
- Физическая культура — Погадаев Г.И.
- Экология — Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.
- Биология — Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.
- Обществознание — Котова О.А., Лискова Т.Е.
- Информатика (в 2 ч.) — Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
- Естествознание — Титов С.А., Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б.
- Россия в мире — Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев В.М., Рогожкин В.А.
- Иностранный язык — Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. (англ)/Радченко О.А., Лытаева М.А., Гутброд О.В.(нем).
11 класс
- Право — Лосев С.А.
- Алгебра — Смирнова И.М.
- Астрономия — Левитан Е.П.
- География — Лопатников Д.Л.
- ОБЖ — Ким С.В., Горский В.А.
- Информатика — Угринович Н.Д.
- Физическая культура — Лях В.И.
- Литература (в 2 ч.) — Зинин С.А.
- Всеобщая история — Загладин Н.В.
- Геометрия — Гусев В.А., Рубин А.Г.
- Химия — Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
- Русский язык — Львова С.И., Львов В.В.
- Физика — Мякишев Г.Я., Петрова М.А. и др.
- Обществознание — Котова О.А., Лискова Т.Е.
- Экономика — Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В.
- Экология — Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В.
- Биология — Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.
- Россия в мире — Волобуев О.В., Абрамов А.В., Карпачев С.В. и др.
- Естествознание — Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурешева Н.С. и др.
- Иностранный язык — Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д.(англ)/Радченко О.А., Лытаева М.А., Гутброд О.В.(нем).
Федеральный перечень учебников на 2019 год
В России, традиционно, перечень учебной литературы регламентируется централизованно, и О.Ю. Васильева заверила всех интересующихся, что на 2019 год никаких существенных изменений по нему не планируется. Этот глобальный список именуется ФПУ и ежегодно утверждается до 15 марта текущего календарного года на следующий учебный.
Туда входят методические пособия, одобренные Министерством образования и науки. Они должны использоваться учителями школ и других учебных заведений в процессе формирования программ преподавания конкретных предметов и помогут следовать требованиям профстандарта педагога в 2019 году.
В последний раз данный перечень подвергался глобальной модернизации в 2016 году, в 2017-2018 же изменения были, по сути, чисто косметическими. В то же время, актуальная стратегия поведения Минобра по этому вопросу предполагает существенный его пересмотр каждые три года.
Следовательно, конкретных подвижек стоит ждать не ранее учебного 2019-2020 года. О том же, что окажется в портфелях школьников вот уже совсем скоро – этой осенью, мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
Какие ожидаются изменения?
Ожидается, что следующая реформа, обязательно затронет такой предмет, как обществоведение. Также традиционно содержимое пособий будет сверено с текущими веяниями в культуре и обществе, найдут одобрение отраженные в них более современные и актуальные методики преподавания, и удалят все учебники, не отвечающие принятой школьной программе.
Ожидается, что в перечень войдут интересные и полезные ученикам книги и дидактические материалы, понятные их возрасту и уровню образования, а также восприятия мира.
В последнее время, по словам приближенных к Министерству чиновников, основной упор делается на выбор пособий, которые направлены не на скучную зубрежку, а на развитие логики и креатива, что, конечно же, находит теплый отклик в сердцах и школьников, и учителей.
Новые стандарты
Помимо упомянутых качеств современные учебники с недавних пор в обязательном порядке обзаводятся своими электронными версиями, которые содержат не только дубляж печатной информации, но и мультимедийные или интерактивные компоненты, делающие понимание определенной темы, методики более простым и доступным детям.
На каждый предмет определенного класса ФГОС предлагает, как правило, сразу несколько вариантов пособий, благодаря чему учителя имеют хоть какую-то свободу опоры на тот или иной дидактический материал при построении своего учебного плана.
Помимо упомянутых требований к учебникам в отношении их актуальности и интересности аудитории, среди главных критериев отбора материалов согласно ФГОС названы последовательность изложения, эстетика и визуальное удобство, а также логичность очередности тем, преподнесения знаний, необходимых для их качественного освоения.
Трудности с утверждением качественной учебной литературы
Столь крутой поворот в реформировании системы школьного образования, конечно же, не мог пройти безболезненно и совершенно без властных перегибов, не говоря о традиционной коррупционной составляющей процесса утверждения и внедрения учебников.
Не секрет, что с недавних пор издательство, приобретение и распространение пособий целиком и полностью отдано в ведомство федерального бюджета, следовательно, за счастье ухватить от этого пирога стремятся побороться очень многие. Ведь речь идет о действительно колоссальных суммах.
Учителя же остались очень недовольны исключением из ФПУ массы действительно замечательных старых материалов, но к просьбам рассмотреть вопрос об их возвращении в обиход Правительство ожидаемо осталось глухо. К тому же и обещанное влияние общественного мнения путем организации обратной связи с педагогами и родителями осталось лишь обещанием, и не более того.
Словом, учителя пишут в Минобр петиции и гневные письма, в ответ же им каждый год насаждают новый перечень далеко не всегда лучшего качества учебников, выгодных по той или иной причине функционерам, государству и издательствам. Кто от этого выигрывает? Явно не ученики…
Перечень учебников (ФПУ) на 2019 год для всех классов
- «Окружающий мир» А.Плешакова,
- «Литературное чтение» Л.Климановой, Л.Виноградской, В.Горецкого,
- «Азбука» в 2ч. С.Макеевой и Л.Климановой,
- «Русский язык» С.Макеевой и Л.Климановой,
- «Математика» в 2ч. Г.Дорофеевой, Т.Мираковой, Т.Буки,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Музыка» Е.Критской, Г.Сергеевой и Т.Шмагиной,
- «Технологии» Н.Богдановой, Н.Роговцевой, И.Фрейгат,
- «Изобразительное искусство» Т.Ершовой, Л.Шпикаловой.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Кузьменко и Н.Соловейчика,
- «Английский язык» И.Михеева, О.Афанасьева,
- «Немецкий язык» Л.Рыжова и И.Бим,
- «Математика» Н.Истоминой,
- «Окружающий мир» В.Шилиной и О.Поглазовой,
- «Литературное чтение» О.Кубасовой,
- «Технологии» Н.Конышева,
- «Музыка» О.Яшмолкиной, О.Нехаевой, М.Красильниковой,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Изобразительное искусство» Т.Копцева, В.Копцева.
к содержанию ↑
- «Русский язык» Р.Бурунеева,
- «Математика» Л.Петерсона,
- «Английский язык» И.Михеева, О.Афанасьева,
- «Немецкий язык» Л.Рыжовой, И.Бим,
- «Технологии» Е.Лутцевой, О.Куревиной,
- «Окружающий мир» О.Раутиан, О.Вахрушевой, А.Бурского,
- «Литературное чтение» Р.Бунеева и Е.Бунеевой,
- «Изобразительное искусство» Е.Ковалевской, А.Куревиной,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Музыка» Л.Школяр, В.Усачевой.
к содержанию ↑
- «Русский язык» Т.Поляковой,
- «Математика» И.Аргинской, Е.Бененсона, Л.Итиной,
- «Основы светской этики» А.Шемшурина,
- «Английский язык» М.Биболетова,
- «Немецкий язык» Л.Рыжовой, И.Бим,
- «Окружающий мир» О.Раутиана, О.Вахрушевой, А.Бурского,
- «Изобразительное искусство» Е.Ковалевской, А.Куревиной,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Музыка» Л.Школяра, В.Усачевой,
- «Технологии» Н.Цирулик, С.Хлебниковой,
- «Литературное чтение» В.Свиридовой,
- «Основы православной культуры» А.Кураева.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Баранова, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» Л.Рыжова, И.Бим,
- «История Древнего мира и Всеобщая история» А.Вигасина, Г.Годер, И.Свенцицкой,
- «Математика» Н.Виленкина, В.Жохова, А.Чеснокова, С.Шварцбурд,
- «География» А.Плешакова, Е.Домогацких, Э.Введенского,
- «Физическая культура» М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой,
- «Литература» В.Коровиной, В.Журавлева,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Баранова, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой,
- «Математика» Н.Виленкина, В.Жохова, А.Чеснокова, С.Шварцбурд,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» Л.Рыжова, И.Бим,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой,
- «Физическая культура» М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «История Средних веков и Всеобщая история» Е.Агибаловой и Г.Донского,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой,
- «Биология» В.Пасечника,
- «Литература» В.Коровиной, В.Полухиной.
к содержанию ↑
- «Русский язык» М.Баранова, Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой,
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «Английский язык» М.Биболетова,
- «Немецкий язык» Л.Рыжовой, И.Бим,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Физическая культура» М.Виленского, И.Туревского, Т.Торочковой,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой,
- «Литература» В.Коровиной, В.Журавлёвой,
- «История Нового времени и Всеобщая история» А.Юдовского, П.Баранова, Л.Ванюшкиной,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Алгебра» Ю.Макарычева, Н.Миндю, К.Нешкова,
- «Биология» В.Латюшкина, В.Шапкина,
- «Физика» А.Перышкина.
к содержанию ↑
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «История Нового времени (1800-1900 гг.) и Всеобщая история» А.Юдовского, П.Баранова, Л.Ванюшкиной,
- «Алгебра» Ю.Макарычева, Н.Миндю, К.Нешкова,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Физика» А.Перышкина, Е.Гутника,
- «Английский язык» М.Биболетова,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Литература» В.Коровиной, В.Коровина, В.Журавлёвой,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой,
- «Музыка» Т.Науменко, В.Алеевой,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Русский язык» Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой, А.Дейкиной,
- «Биология» Д.Колесова, Р.Маша, И.Беляева,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Информатика» И.Семакина, С.Русакова, Л.Шестаковой,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова.
к содержанию ↑
- «История России» А.Даниловой, Л.Косулиной,
- «Русский язык» Т.Ладыженской, Л.Тростенцовой, А.Дейкиной,
- «Алгебра» Ю.Макарычева, Н.Миндю, К.Нешкова,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Английский язык» М.Биболетовой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Физика» А.Перышкина и Е.Гутника,
- «Литература» В.Коровиной, В.Журавлёвой, В.Коровина,
- «Информатика» И.Семакина, С.Русакова, Л.Залоговой,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Новейшая история» О.Сороко-Цюпы, А.Сороко-Цюпы,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова,
- «Биология» А.Каменского, Е.Криксуновой, В.Пасечника,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой.
к содержанию ↑
- «История и Всеобщая история» В.Уколовой, А.Ревякина,
- «Алгебра» А.Мордковича, П.Семенова,
- «История России» Н.Борисова, А.Левандовского,
- «Русский язык и литература» Ю.Лебедева,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Физика» Г.Мякишева, Б.Буховцева, Н.Сотского,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Биология» В.Сивоглазова, И.Агафоновой, Е.Захаровой,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкойя, Л.Ивановой,
- «Информатика» И.Семакина, Е.Хеннера, Т.Шеиной,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова,
- «Физическая культура» В.Ляха.
к содержанию ↑
- («Русский язык и литература» А.Власенковой, Л.Рыбченкова,
- «История России» А.Левандовского, Ю.Щетиновой, С.Мироненко,
- «Всеобщая история» А.Улунян, Е.Сергеева,
- «Алгебра и начало математического анализа» А.Мордковича, П.Семенова,
- «Геометрия» Л.Атанасяна, В.Бутузова, С.Кадомцева,
- «Физика» Г.Мякишева, Б.Буховцева, Н.Сотского,
- «Английский язык» О.Афанасьевой, И.Михеевой, К.Барановой,
- «Немецкий язык» И.Бим, Л.Садомовой, Ж.Крыловой,
- «География» Е.Домогацких, Н.Алексеевского,
- «Биология» В.Сивоглазова, И.Агафоновой, Е.Захаровой,
- «Химия» О.Габриеляна,
- «Информатика» И.Семакиной, Е.Хеннера, Т.Шеиной,
- «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Смирнова, Б.Хренникова,
- «Физическая культура» В.Ляха,
- «Обществознание» Н.Виноградовой, Н.Городецкой, Л.Ивановой.
Ко многим учебникам в комплекте одобрены методические разработки для преподавателей, рабочие тетради и задачники, а также многие другие дидактические материалы.
Напомним, в большинстве развитых стран в выборе учебников дана практически полная свобода непосредственно школам и преподавателям. В России же предпочитают все унифицировать, стандартизировать, ведь так проще контролировать, что конкретно поступает в головы подрастающему поколению.
Официальная позиция утверждает, что введенный более пяти лет назад стандарт ФГОС был принят с гуманной целью избавить учеников от дискомфорта перехода из одной школы в другую и необходимости осваивать совершенно новые методические пособия и учебные программы – дескать, страна-то большая, люди переезжают часто.
Хорошо это или плохо – время, а главное – актуальный уровень знаний, навыки независимого мышления и адаптивности юного поколения, покажут уже в самом недалеком будущем.
Видео-новость
Федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год
Министр просвещения Ольга Васильева 28.12.18 подписала Приказ №345, устанавливающий на 2019-2020 учебный год федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в учебных заведениях России.
Предлагаем узнать больше о том, какие учебники прошли аккредитацию и признаны соответствующим ФГОС, а также о вариативности выбора, предложенного министерством учителям предметникам.
Содержание документа
По словам Васильевой, утвержденный в декабре 2018 перечень учебников не имеет каких-либо кардинальных отличий от списка прошлого учебного года, а это значит, что для большинства школ не возникнет проблемы дозаказа необходимой литературы на 2019-2020 год.
Как и ранее, перечень учебной и методической литературы разделен на три логических раздела:
- базовые учебники (910 наименований);
- издания, адаптированные для учеников с особыми потребностями;
- специальная учебная литература для школ субъектов РФ с учетом региональной этнокультуры.
Важно! Учителя всех школ России обязаны разрабатывать образовательные траектории на 2019-2020 учебный год с опорой на литературу, которую рекомендует федеральный перечень учебников.
Предлагаем вашему вниманию полный текст Приказа №345 от 28.12.18.
Последний раз существенные изменения в ФПУ были внесены в 2016 году, что вызвало некоторые затруднения в обеспечении новыми учебниками школ в некоторых регионах страны. Во избежание подобных ситуаций, кардинальных модернизаций больше не производили, лишь дополняя уже имеющийся список достойными внимания учебниками, прошедшими государственную аккредитацию.
Ранее говорилось, что пересмотр литературы будут производить каждые 3 года, но предложенный новый перечень учебников на 2019-2020 годы не претерпел существенных изменений. Учителя найдут в нем как хорошо знакомые всем учебники, с которыми уже привыкли работать и на которые ориентировали свои поурочные планы в 2018-2019 учебном году, а также ряд новых книг, достойных внимания.
Вариативность выбора
Расширение ассортимента не означает обязательного перехода на более новый учебник. Право выбора, как и раньше, остается за учителем, который делает свой выбор, учитывая:
- доступность изложения теоретического материала;
- наполненность интересными для детей заданиями;
- возможность комплектации печатными тетрадями и аудиовизуальными материалами (особенно для младшей школы);
- дизайн учебника;
- предлагаемые методы работы и готовность педагога к их реализации;
- обеспеченность конкретной школы.
Так, в федеральный перечень учебников, которым должны руководствоваться учителя, на 2019-2020 учебный год вошли такие издания:
Предлагаем вам перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения на 2019-2020 учебный год:
Как видите, практически по всем предметам учителям предоставлен выбор. Хотя, многие издания (например, учебники по геометрии) остаются неизменными на протяжении нескольких десятилетий.
Порядок заказа учебников учебными учреждениями
Ежегодно все учебные заведения РФ подают данные о том, какие учебники имеются в распоряжении учащихся и какие из новых изданий, рекомендованных школам, они желают получить.
Важно! Государство бесплатно обеспечивает школы учебниками, но печатные тетради и иные методические разработки, которыми могут комплектоваться те или иные пособия, не входят в число бесплатных, и не поставляются централизовано в учебные заведения.
Если школе необходим новый учебник, то:
- данный вопрос рассматривают на методическом совете;
- принятое решение утверждается директором школы;
- библиотекарь формирует список заказа в соответствии с действующими инструкциями и передает его управляющему лицу.
Важно! Все учебники, попавшие в перечень литературы приказа по учебному заведению на 2019-2020 учебный год, должны быть получены до 15 августа 2019 года, поэтому решение о заказе новых изданий стоит принимать заблаговременно.
Цифровая альтернатива
В 2019 и 2020 году все аккредитованные учебники должны иметь цифровые копии, что предоставляет учителям и родителям возможность выбора, с каким учебником им удобнее работать.
О перспективе перехода на цифровой формат уже не один год говорят во многих странах мира и с каждым новым учебным годом все большее количество школ одобряют инициативу родителей использовать планшеты, ведь один современный гаджет может заменить в портфеле малыша сразу несколько достаточно тяжелых бумажных учебников.
Федеральный перечень учебников на 2019-2020 год
Осваивать науки – задача сложная, и без демонстрационных материалов невозможная. Школьникам на всех этапах нужны всевозможные макеты, плакаты, и, в первую очередь, — учебники. Именно эти специальные обучающие издания содержат необходимый набор информации. Чтобы между разными школами и городами не существовало учебных различий, по всей стране действует единая система образовательной литературы. В статье, Вы узнаете, какие именно учебники вошли в федеральный перечень на 2019-2020 учебный год, который был утвержден Министерством просвещения РФ.
Только та учебная литература, которая одобрена специалистами на высшем уровне, может лечь на парты, использоваться при составлении планов и программ. На первый план при выборе пособий выходит их соответствие требованиям профессиональных стандартов.
Каких изменений ожидать в 2019-2020 учебном году
Отметим, что список книг для школьников подвергался кардинальному пересмотру в 2016 году, и с тех пор значительных изменений не проводилось. Учебники периода 2017-2018 подверглись косметической модернизации, но раз в три года министры предлагают устраивать коренные сдвиги. Получается, что в 2019 и 2020 годах, учителей и школьников ждут весомые трансформации, и в их портфелях появятся новые книги.
Безусловным фаворитом книжной реформы является обществознание, пособия по которому должны пройти тщательную проверку. Цензоры оценят, насколько содержимое учебников соответствует методикам преподавания, актуален ли представленный материал для 2019-2020 учебного года. Культурные и социальные веяния 21-го века также должны получить отражение в книгах.
Если на страницах будет напечатана не актуальная информация, такое издание удалять из перечня. Все материалы, не отвечающие требованиям, будут ликвидированы из программ, по ним запретят вести уроки. Ожидаемо, что в библиотеки поступят дидактические материалы, понятные и интересные. Ключевая тенденция нынешнего образования заключается в отказе от нудного заучивания терминов и дат в пользу логических и креативных заданий. Учебники такого плана больше нравятся и самим школьникам, и их педагогам.
О новых стандартах
Развитие технологий диктует обновлять все прежние стандарты, и советскому прошлому давно нашлось место в архиве. Так, все современные учебники, в отличии от предшественников, имеют электронную версию. Такое дублирование считается обязательным, и в цифровом формате должна быть представлена не только печатная информация. Все компоненты мультимедийного и интерактивного свойства также вносятся в виртуальную базу. За счёт мультимедиа и других сопутствующих образов восприятие науки становится более доступным, увлекательным и эффективным.
Перечень учебников включает в себя сразу несколько вариантов книг по каждой дисциплине, чтобы дать учителям свободу выбора. Так специалисты, составляя свой учебный план, могут опираться на большее количество справочников. Книги должны быть актуальными, интересными, но и это не единственные показатели. Важнее всего, чтобы в них материал излагался последовательно, был эстетически грамотным, визуально удобным для прочтения и анализа. Темы, представленные в учебнике, должны стоять в правильной очередности, а объём знаний при этом оставался максимально полным.
Перечень учебников (ФПУ) для всех классов
Следует отметить, что в конце 2018 года, министром просвещения РФ, был подписан важный приказ, регламентирующий положение о составлении федерального перечня на 2019-2020 г. Согласно документу, список литературы имеет деление на три блока. В базовом разделе представлено свыше 900 наименований, далее следует адаптивная литература, предназначенная для ребят с отклонениями здоровья. В этот блок входят пособия для дисциплин по выбору, и завершает комплекс региональная и этнокультурная база.
Со дня публикации этот Приказ принят на вооружение всеми российскими регионами, и комплектация библиотек проводится на его основе. Имея список учебников, преподаватели могут выбрать наиболее эффективную линию, и заказать материалы для своих школ.
Скачать утвержденный перечень учебников на 2019-2020 год (приказ Министерства Просвещения №345 от 28.12.2018), Вы можете по ссылке ниже:
Обсуждение и утверждение учебной литературы
Процесс изменения перечня учебников никогда не проходит безболезненно, без последствий, перегибов и коррупции. Всегда случаются властные недоработки, кто-то продвигает «свою» литературу. С тех пор, как утверждение пособий отдали в руки издателей, делить федеральный бюджет не пробовал только ленивый. Деньги на внедрение учебников выделяются колоссальные, и столь лакомый «пирог» заставляет многих забывать об учебном процессе в пользу личной выгоды.
Времена, когда весь Союз обучался по одним книгам на протяжении десятилетий, остались позади. С учреждением РФ, школы ещё продолжали учить детей по старым методикам, но сегодня и от этого пережитка удалось избавиться. Раз в три года министры учреждают новые стандарты обучения, и внедряют в учебные учреждения современные издания. Но пошло ли это на пользу знаниям?
Смотрите видео, с подробным анализом нового перечня учебников на 2019-2020 г. (часть 1):
Обсуждение утвержденного ФПУ (часть 2):
Утвержден новый Федеральный перечень учебников
Приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (далее – Приказ) утверждён новый Федеральный перечень учебников .
Приказ опубликован на портале Минпросвещения РФ 29 декабря 2018 года (https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/)
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 с последующими изменениями признан утратившим силу.
Федеральный перечень учебников, имеет три раздела:
1.Учебники, рекомендованные для реализации обязательной части образовательной программы, состоящий из 910 учебников;
2.Учебники, рекомендованные для реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, учебники для предметов по выбору, специальные учебники для реализации адаптированных программ;
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ.
« Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники », — сказано в Приказе Министерства.
Приказ вступает в силу и используется для комплектования школьных библиотек при подготовке к новому учебному году.
Это издевательство, а не перечень!
Исключены учебники по русскому 5-9 класс под. ред. Бабайцевой, учебники географии «Сферы» и Просвещения и Российского учебника, история под ред. Колпакова, все . учебники технологии, оставлен никому неизвестный учебник Казакевича. Спасибо, что вернули Математику Виленкина и Мордковича. Но в остальном — непонятно, по каккому принципу исключались востребованные учебники.
Я тоже не поняла насчет учебников Бабайцевой. Что это значит? Вы хоть понимаете в какие деньги это выльется для школ, а в итоге — для государства? А сколько работы опять подкинули и так самым загруженным учителям русского языка и литературы! Там, в Министерстве, вообще что ли все куплено на корню? Неужели на них управы нет никакой.
Добрый день, Наталья! Советуем обратиться в Рособрнадзор — он теперь Минпросу не подчиняется.
Это просто ужасно! О чем думала О. Васильева когда подписывала ЭТОТ документ? Это самое настоящее вредительство.
Добрый день, Наталья! Своё мнение вы можете довести до сведения Минпроса РФ, для чего зайдите на его сайт.
а по химии убрали из списка Габриеляна 10-11 классы углубленный уровень. Оставили только Еремеина. . Это что такое вообще выбора не оставили. Это называется принудительно-добровольный выбор.
Добрый день, Татьяна! Советуем этот вопрос задать Минпросвещения РФ. Для этого надо зайти на его сайт в соответствующий раздел.
Добрый день! У меня с коллегами из других школ города возникли разногласия по чтению приказа № 345. Я считаю, что все ранее купленные учебники, несмотря на то, что их не исключили совсем, действительны только три года, а потом должны быть заменены новыми, не позднее 2019 года издания. Коллеги считают, что учебники, которые купили 2016,17,18 годах и которые присутствуют в новом перечне (геометрия Атанасяна, русский язык Разумовской и т.д.) можно продолжать использовать до состояния ветхости. Кто же прав?
Добрый день, надежда! Как всегда прав норматив. Вот что сказано в приказе Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 года № 345: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники».
Мне не совсем понятна позиция по учебникам системы Л.В.Занкова для 1-4 классов. В перечне есть математика, окружающий мир, технология. А остальные? Может быть, хватит экспериментов, господа? Устали не только учителя, но и родители, имеющие не по одному ребёнку!