Итоговое сочинение в 2019-2020 учебном году, какие направления

Как узнать выпускника? Если раньше декабрь у этого человека ассоциировался с наступлением новогодних праздников, то с недавнего времени он перестал радоваться инею на траве, первому снегу и ёлкам у «Перекрестков». Теперь у него на уме наступление… нет, нашествие декабрьского сочинения, которое зажимает или дарует допуск к ЕГЭ. Но, как и любой экзамен, ИС представляет собой лотерею, где можно выиграть, даже не будучи семи пядей во лбу. Как перевернуть эту игру в свою пользу? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Суть экзамена проста: надо написать эссе, опираясь на литературные примеры, и получить за него «зачет», означающий допуск к Единому и Ужасному. Также за каждое эссе вы получаете баллы, которые пригодятся тем, кто поступает на гуманитарную кафедру. Эти баллы помогут (или помешают) вам поступить. В некоторых вузах даже проверяют ИС.

Обычно эта процедура назначается в первые среды месяцев: в декабре (основной этап), в феврале «дополнительные сроки», в мае (последний шанс).

На данный момент уже известны сроки сдачи итогового сочинения:

  • 4 декабря 2019 г.
  • 5 февраля 2020 г.
  • 6 мая 2020 г.

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Джентльмены (и дамы) неудачи, которым не суждено было получить «зачет»;
  • Изгнанники, которых уличили в нарушении правил и выставили за дверь в процессе экзамена;
  • Обладатели документов, подтверждающих уважительные причины для неявки на ИС;
  • Обладатели документов, подтверждающих уважительные причины того, что они не закончили работу в срок.

Важно! Вам дается дополнительное время на инструктаж и заполнение бланка, в эти 3 часа 55 минут данные процедуры не входят.

Для лиц с неполным спектром возможностей итоговое сочинение заменяется на не менее итоговое изложение. На него выделяется на 1,5 часа дольше, также проводятся перерывы для совершения медицинских процедур или же перекуса.

Порядок написания

Когда Вы уже прибыли на экзамен, события будут развиваться в следующем порядке:

  • Выпускники рассаживаются в шахматно-шашечном порядке;
  • Организаторы повествуют о правилах поведения, продолжительности экзекуции и об ознакомлении с итогами;
  • Участники заполняют бланк регистрации, его проверяют учителя;
  • Происходит знакомство с темами эссе или изложений;
  • Начинается отсчет времени проведения экзамена, дата окончания процедуры написания работа появляется на доске;
  • Авторы выбирают тему и пишут то, что выбрали, попутно набирая дополнительные бланки и черновики у организаторов;
  • За 30 минут до финала преподаватели «бьют в набат», напоминая о том, что четыре часа на исходе;
  • Выпускники проверяют результат своих трудов и сдают его;
  • Ученики покидают школу вместе со смутными надеждами на успех предприятия.

Правила

Под страхом изгнания из класса запрещается:

  • Списывать, подглядывать, гуглить;
  • Класть на парту, вытаскивать из сумки, словом, использовать любые гаджеты и шпаргалки;
  • Поддерживать светские беседы с соседом по парте;
  • Создавать шум, мешать остальным ученикам;
  • Посидеть «еще пять минут», когда время истекло.

Списывать, конечно, нельзя, но сугубо для подготовки к итоговому сочинению мы предлагаем вам взглянуть на шпаргалки от «Литрекона». Там вы найдете определения основных терминов из направлений, шаблоны фраз для вступления и заключения и еще уйму полезностей.

Милостью высших сил разрешается:

  • Иметь на столе ручку, паспорт, питание (при необходимости), бутылку с водой;
  • Просить черновики и бланки (их дают сами организаторы);
  • Взять у преподавателя орфографический словарь;
  • Выходить из аудитории по физиологической надобности.

Новые направления 2019-2020 года

Традиционно направления ИС – это два неразлучных антонима, которые отражают философские и моральные противоречия нашей нелегкой жизни. Многомудрый Литрекон, разумеется, уже нашел аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. От результатов его поисков и размышлений вас отделяет один клик (Литрекон в процессе написания).

    1. «Война и мир – к 150-летию великой книги»,
    2. «Надежда и отчаяние»,
    3. «Добро и зло»,
    4. «Гордость и смирение»,
  1. «Он и она».

Темы

Согласно предначертанию мудрецов, список тем выкладывается на всеобщее обозрение за 15 минут до начала экзамена (каждый регион получает их по местному времени). Но все формулировки создаются по шаблону прошлых лет, поэтому Литрекон уже делает перечень тем, которые будут на экзамене с вероятностью 50%. Также он практикует игру на опережение и пишет эссе на все реальные темы одновременно с выпускниками, и готовые работы сразу же появляются в нашем паблике. Однако это, конечно, не для списывания, а для того, чтобы люди могли оперативно готовиться к экзамену и узнавать последние обновления первыми. Мы не рекомендуем вам рисковать и нарушать правила проведения ИС.

Примерные

Пока мы еще не узнали, что же приготовит грядущий день, но предугадаем и, смеем заверить, успешно. Уже есть много формулировок, которые претендуют на звание «реальных тем». Каждая из них уже получила свое место на «Литреконе», и вы уже сейчас можете в этом месте побывать, дабы найти работу по нужной теме. Встречайте наш парад тезисов, каждый из которых может в решающую минуту стать козырем в игре за допуск к ЕГЭ.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Реальные

Как только – так сразу выставим, а пока их нет даже у тех, у кого должны быть. Мы же смиренно ожидаем их появления, и вы можете дождаться их вместе с нами в уютном и ламповом паблике. В этом 2019-2020 году мы опубликовали их первыми.

Не забывайте, что приобретать их у кого бы то ни было не следует, ибо велика вероятность нарваться на обман, да и не стоит оно того. Лучше готовьтесь вместе с нами, и все будет хорошо.

Подготовка к ИС

Конечно, многим людям декабрьское сочинение по литературе кажется легкой разминкой перед встречей с финальным боссом. Однако на деле оказывается, что писать по шаблону, в рамках критериев и правил, очень «геморно». Микровывод забыл – минус балл, Наташу Ростову Лизой назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вы очень себе поможете, если вступите в нашу группу и будете идти к триумфу вместе с нами. Там вы найдете свежие материалы для подготовки, банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Прочитав одну статью, вы вряд ли научитесь писать на «отлично», а вот если вы начнете каждый день понемногу узнавать и тренироваться, то в финале вас ждет happy end.

План подготовки от Литрекона:

  1. Выберите два или три направления, которые вам ближе и интереснее всего. Направьте все силы на подготовку к их раскрытию. Так вы будете увереннее чувствовать себя на экзамене, ведь изучили эти направления досконально.
  2. Найдите два больших романа из классики, в которых представлены примеры по всем выбранным направлениям. Прочитайте их или используйте подробные краткие пересказы по главам (например, вот досконально точные и подробные пересказы «Преступления и наказания» и «Анны Карениной«). В написании эссе используйте именно их в качестве базы для поиска примеров. Читайте тематические подборки аргументов по ним, чтобы в решающий час помнить все детали и обстоятельства из текста. Это поможет снизить риск возникновения фактических ошибок, да и вы не будете волноваться в поиске нужного события из книги.
  3. Заранее определите тот шаблон вступления и заключения, который вам нравится. Запомните все вводные слова, устоявшиеся фразы из этого шаблона, чтобы на автомате их воспроизводить и не тратить время на изобретение велосипеда.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишите только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют ваши аргументы. Если тема «Кого можно назвать добрым человеком», не надо писать о том, добрых людей найти очень сложно, а потерять легче легкого. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ своих же собственных ошибок и проверяйте новые работы сами, делая упор на том, в чем вы слабее всего.
  6. Регулярно читайте наши примеры сочинений, их пишут обладатели высшего образования. Так вы автоматически запомните полезные выражения для раскрытия тем.

Как написать?

Правила оформления итогового сочинения:

  • Минимальный объем работы — 250 слов, норма — 350, полет фантазии не ограничен, но больше 600 слов писать не рекомендуется;
  • Структура (4 абзаца): Вступление, два примера из книг, заключение;
  • Приблизительное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Чтобы итоговое сочинение допустили к проверке, необходимо привести хотя бы один аргумент из книги и набрать с бору по сосенке 250 слов.

Важно! Без литературных примеров текст проверяться не будет. Вас отправят на пересдачу. Если в аргументах проверяющий заметит много фатальных ошибок, они не будут приниматься в расчет, так что «лишь бы что» написать не прокатит. Мораль: не берите то, к чему не можете подобрать полноценный пример из книги.

Алгоритм написания эссе:

  1. Возьмите из списка тем наиболее понятный и простой вариант, что-нибудь житейское. К примеру, какого человека можно назвать добрым? К этой теме можно легко примеры подобрать;
  2. Найдите в формулировке вопрос, на который ответите, используя аргументы. В нашем примере это «Какие признаки говорят о доброте человека?». Ответив на него, вы раскроете всю тему;
  3. Дайте развернутый и логичный ответ на поставленный вопрос: «Доброта выражается в поступках, к примеру, если люди помогают окружению безвозмездно, то их можно назвать добрыми».
  4. Подбирать примеры из литературы следует именно к этому утверждению, чтобы аргумент был правильным и веским продолжением вашей мысли: «Соню Мармеладову можно назвать добрым человеком, ведь она обеспечивала свою семью, жертвуя при этом своими интересами, но не упрекала ни мачеху, ни отца в их бездействии. Эта же девушка безвозмездно помогла Родиону, убедив его признать свою вину. Так она спасла Раскольникова от сумасшествия и, возможно, даже самоубийства. Ее благородные и бескорыстные поступки говорят нам о том, что героине свойственна подлинная христианская добродетель».
  5. Тщательно следите за тем, чтобы в тексте сохранялась логика изложения. Постоянно сравнивайте то, что получилось, с тезисом, и если ваши рассуждения вышли из берегов формулировки, то вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов нервирует проверяющих, которые устали и хотят домой, а тут еще 600 слов, да еще и не том, что надо. Вы бы тоже на их месте поставили «незачет». Чтобы такого не произошло, мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не годится, переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Важно! Не упивайтесь своим знанием текста, объемного цитирования и пересказа никто не оценит. Проверяют не вашу память, а способность понимать и анализировать то, что вы запомнили.

А вот и план для итогового сочинения от Литрекона:

Список литературы

Чтобы быстрее сориентироваться в выборе подходящих книг для освоения направлений, обратите внимание на наш перечень книг, подходящих для раскрытия тем ИС. Скоро мы выпустим целую подборку нужной литературы, а пока просто перечислим произведения, которые подходят для нашей работы.

Большие романы, в которых вы найдете все, что нужно знать о войне и мире, надежде и отчаянии, добре и зле, гордости и смирении, и теме «Он и она»:

  1. Война и мир
  2. Евгений Онегин
  3. Тихий Дон
  4. Анна Каренина
  5. Отцы и дети
  6. Герой нашего времени
  7. Капитанская дочка
  8. Преступление и наказание

Ссылки ведут на подробные анализы этих книг.

Сейчас список обновляется, пока он здесь только устаревший вариант.

Оригинальные и не очень книги о добре и зле:

  1. В. Быков, «Сотников»
  2. А. Пушкин, «Полтава»
  3. Н. Гоголь, «Тарас Бульба»
  4. А. Твардовский, «Василий Тёркин»
  5. В. Распутин, «Уроки французского»
  6. И. Бунин, «Окаянные дни»
  7. А. Солженицын, «Матренин двор»
  8. И. Тургенев, «Записки охотника»
  9. Н. Лесков, «Старый гений»
  10. А. Островский, «Лес»

Произведения, где гордятся и смиряются:

  1. А. Куприн, «Поединок»
  2. М. Горький, «Макар Чудра»
  3. М. Горький, «Старуха Изергиль»
  4. А. Пушкин, «Дубровский»
  5. Ф. Достоевский, «Преступление и наказание»
  6. М. Лермонтов, «Герой нашего времени»
  7. А. Куприн, «Яма»
  8. А. Пушкин, «Цыганы»
  9. М. Горький, «На дне»
  10. Ф. Достоевский, «Бедные люди»

Книги о надежде и отчаянии:

  1. А. Чехов, «Дядя Ваня»
  2. И. Гончаров, «Обломов»
  3. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  4. А. Куприн, «Гранатовый браслет»
  5. А. Островский, «Бесприданница»
  6. А. Грин, «Алые паруса»
  7. И. Гончаров, «Обыкновенная история»
  8. А. Чехов, «Три сестры»
  9. М. Горький, «На дне»
  10. Ф. Достоевский, «Белые ночи»

Книги о Войне и мире

  1. Б. Васильев, «А зори здесь тихие»
  2. Ф. Достоевский, «Братья Карамазовы» (война тьмы и света в душах людей)
  3. М. Шолохов, «Судьба человека»
  4. И. Бунин, «Холодная осень»
  5. Л. Толстой, «Война и мир»
  6. А. Пушкин, «Полтава»
  7. А. Пушкин, «Капитанская дочка»
  8. М. Шолохов, «Тихий Дон»
  9. В. Быков, «Сотников»
  10. Н. Гоголь, «Тарас Бульба»

Он и она

  1. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
  2. А. Чехов, «Чайка»
  3. А. Пушкин, «Капитанская дочка»
  4. А. Чехов, «Дом с мезонином»
  5. Н. Гоголь, «Тарас Бульба»
  6. И. Тургенев, «Ася»
  7. Н. Гоголь, «Невский проспект»
  8. И. Тургенев, «Отцы и дети»
  9. А. Куприн, «Гранатовый браслет»
  10. И. Тургенев, «Первая любовь»

Критерии оценивания

Для технарей и других не гуманитарных направлений у итогового сочинения есть всего две оценки: «зачет» и «незачет». Им достаточно преодолеть минимальную планку, и всё: они выходят в финал. А вот филологи, лингвисты и тому подобные категории лиц, которые хотят связать свою профессиональную деятельность со словом, должны будут постараться не на шутку. Баллы, которые они получат за эссе, будут иметь значение при поступлении в вуз. Там даже могут заново проверить работу и дать ей свою оценку, так что плоды умственного труда абитуриентов попадут на стол к приемной комиссии. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.

Всего их пять, но есть три основных пункта: соответствие теме, объем и аргументация. Если хотя бы один из них жюри не устроит, работа не получит заветного зачета. Всего необходимо собрать хотя бы три критерия из пяти. Только тогда сочинение приведет к положительному итогу.

А вот и полный список требований к эссе:

  1. Соответствие теме. Если работа посвящена раскрытию другого тезиса или вообще ничего не раскрывает, то ее оценка – «незачет». Этот пункт подсекает многие сочинения, потому что ребята затрудняются определить то, что они доказывают в своем тексте.
  2. Объем сочинения. Многомудрый Литрекон не устает напоминать: минимум – 250 слов (все, что меньше, даже не проверят), а норма – 350! Если вы написали достаточно, за этот пункт вы получаете «зачет».
  3. Аргументация (0-2 балла). Нельзя искажать и перевирать факты из книги. Все примеры должны стать опорой для доказательства вашей точки зрения по поставленному вопросу. Если же вы просто перечислите события из произведения и продолжите рассуждать обо всем и ни о чем, то эссе проверку не пройдет.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда вы запутываетесь в своих мыслях, не можете внятно и точно ответить на поставленный вопрос, или же уходите в сторону от ответа, проверяющий тоже не может разобраться в написанном тексте. Мешанину из слов трудно понять и в обычной жизни, поэтому вполне закономерно, что выпускник, не умеющий логически выстраивать свое повествование, не получит высокой оценки.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Речевые и стилистические ошибки затрудняют проверку текста и препятствуют пониманию вашего замысла, поэтому их нужно научиться избегать, иначе баллы улетучатся восвояси. Однако сложные грамматические конструкции, правильный и понятный ход рассуждений, богатство лексикона могут помочь вам получить дополнительные баллы и хорошо зарекомендовать себя перед приемной комиссией.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если всерьез опасаетесь из-за возникновения грамматических, пунктуационных и лексических погрешностей в сочинении, попросите у организаторов экзамена орфографический словарь прямо на экзамене, они обязаны дать.

Кроме пяти атлантов, на плечах которых стоит ваше душевное равновесие, есть еще и немаловажные критерии оценки, которые отвечают за распределение остальных баллов:

  1. Оригинальный подход (0-1 балл). Если вы можете без ущерба для качества речи подснастить ее интересными выражениями или изложить принципиально новые идеи в рамках поставленной задачи, дерзайте.
  2. Фактологическая точность (1 балл). Если не уверены в своем детальном владении точными датами, именами, цифрами, то избегайте их упоминания вообще.
  3. Ошибки речи (0-2 балла). Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки допускаются и не сулят потери баллов. А вот 3-4 съедят половину награды за данный пункт, так что не шикуйте, употребляя в тексте то, что вы точно не знаете, как употребить.
  4. Нормы орфографии (0-3 балла). У вас есть право на один просчет, а потом баллы начнут таять, как будто на дворе не декабрь, а майские праздники.
  5. Самостоятельность. Официально считается, что ваш текст проверяется на антиплагиат, но на практике это сложно сделать. Все же в целях профилактики лучше заключать цитаты в кавычки, а другого рода заимствования переписывать на свой лад.
  6. Нормы пунктуации (0-3 балла). Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
  7. Нормы грамматики (0-2 балла). Та же ситуация, в что и в предыдущем пункте.

Самая-самая работа получит 20 баллов. Но надо понимать, что это не те баллы, которые приемная комиссия засчитает в вашу пользу наравне с егэшными или внутренними «бантиками». Чтобы понять тонкий расчет, понадобится перевести одну валюту для измерения ваших стараний в другую. Курс невыгоден, но что делать…

от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – равны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Участь своего сочинения можно узнать в школе или же пункте, где вы подавали заявление на написание экзамена. Процедура проверки занимает неделю, но бывает и быстрее. Если вы поступаете на гуманитарное направление, есть смысл удвоить свои усилия, чтобы через 7 дней ожидания получить реальную льготу при поступлении. И в этом плане итоговое сочинение – скорее плюс, чем минус, ведь дает действительно талантливым ученикам дополнительную возможность пройти на бюджет. 10 баллов на дороге не валяются, именно они могут стать последней надеждой для абитуриента, трамплином для прыжка к цели.

Но есть и более прозаические обстоятельства, которые должны мотивировать вас постараться: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если итоговое сочинение слабовато по всем критериям, не стоит тратить время, вряд ли перепроверка принесет желаемые плоды. Лучше попытать счастье еще раз, благо есть три даты проведения экзамена, две из которых резервные.

Помните, что полученные баллы останутся с вами на всю жизнь, ведь результаты итогового сочинения не имеют срока годности.

Многомудрый Литрекон искренне желает вам успеха в подготовке и сдаче экзамена…Но готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.

Кто и зачем пишет итоговое сочинение

Можно ограничиться простым ответом, сказав что-то про 11 класс, являющийся выпускным. По сути это верный ответ, говорящий о категории лиц, написание экзаменационного сочинения для которых является обязательным.

Эта письменная работа является одним из элементов итоговой аттестации, своего рода обязательное ЕГЭ для тех, кто собирается поступать в вуз. Впрочем, есть и те, кто может вместо сочинения написать итоговое изложение. Такое послабление разрешено лишь части учеников:

  1. Школьникам с официальной инвалидностью.
  2. Выпускникам, проходившим обучение в исправительных учреждениях.
  3. Ученикам, закончившим школу на базе санатория или иного лечебного учреждения.
  4. Учащимся с какими-либо физическими или психическими ограниченными возможностями.

Некоторым детям непонятно зачем ввели обязательное написание изложения или сочинения, ведь по сути они же умеют пользоваться устной речью и даже читали какие-то произведения классиков. Часть школьников освоила полный список рекомендованной литературы, но все равно будет писать итоговую работу.

Это сделано для реальной аттестации знаний школьников, ведь отсутствие какого-либо факта проверки итоговой образованности сильно снижает мотивацию к изучению дисциплины, кажущейся ненужной. Поэтому письменная работа уже давно внедрена в формат выпускных испытаний.

При этом всем учащимся необходимо знать об особенностях проведения экзаменационной работы, чтобы отсутствие важной информации не привело к сложностям в написании сочинения или не стало поводом для появления излишней нервозности, мешающей качественно думать.

Нюансы и регламент итогового сочинения по литературе

Любая аттестационная работа, проверяющая знания школьников после определенного этапа обучения, обладает конкретным регламентом. Итоговое сочинение не является исключением — есть точные правила, касающиеся всех учеников.

Наиболее важными являются временные рамки. В частности школьникам разных регионов известно, что вне зависимости от места проживания, письменная работа начнется в 10 часов. При этом для получения необходимых наставлений, ознакомления с инструкцией по выполнению работы, уточнение правил по нормативам и иным нюансам сочинения, стоит придти на час раньше, т.е. к 9 утра.

Впрочем, наказывать опоздавших никто не будет, но повторный инструктаж для них не положен. Им придется на ходу ознакомляться с регламентом выполнения работы, пытаясь успеть написать сочинение в отведенное время. Работа с текстом длится всего 235 минут, включая проверку черновых вариантов работы и переписывание сочинения на чистовик с последующей итоговой вычиткой.

Стоит знать! Дети, заканчивающие обучение в исправительных учреждениях, а также школьники, имеющие статус ребенка-инвалида, получают дополнительные 1,5 часа на написание экзаменационного сочинения.

Раньше дети в школе просто писали сочинение на одну из представленных тем. По сути единой системы оценивания такого экзамена как таковой не существовало. Разные учителя-предметники даже в рамках одной школы могли иметь собственные критерии оценивания работы ученика при условии соблюдения правил русского языка.

Структура итогового сочинения

Раньше школьники могли писать сочинение так, как вело их воображение. Сейчас же структурным компонентам письменной работы уделяется особое внимание, а за несоответствие возможна потеря баллов. При этом части сочинения вполне стандартны — вступление переходит в основную часть, заканчивающуюся заключением.

Также есть вариант структуры, подразумевающий разделение последней части на два компонента. Получается не просто заключение, а с предварительными выводами. Следовательно, частей становится 4, но объем выводов в паре с заключением не увеличивается.

По сути к вступлению и заключению особых требований нет, выделяется лишь их малый объем. Совокупный размер этих частей письменной работы не должен превышать объем основного раздела сочинения. Т.е. та часть работы, в которой раскрывается сама тема, должна превосходить начало и конец по общему количеству слов.

К основной части предъявляются и такие требования:

  1. В основе должен находиться хотя бы 1 тезис.
  2. Тезис необходимо подтверждать аргументом.
  3. Используемые компоненты должны помочь раскрыть тему работы.
  4. При малом раскрытии темы желательно использовать несколько пар тезисов и аргументов.
  5. Рекомендуется тщательнее выбирать пары, чтобы можно было раскрыть тему не более чем тремя тезисами.

Это лишь звучит сложно, но по факту работа мало отличается от стандартного сочинения. Требуется лишь чуть больше времени уделить структурированию мыслей, разбивая текст на соответствующие части. Только не стоит забывать, что качественное написание будет зависеть от заблаговременной подготовки, способной помочь в получении высокого балла. Также на оценку могут повлиять и направления, предлагаемые для выполнения письменной работы.

Ориентировочные темы для экзаменационного сочинения

Традиционно в рамках письменной итоговой работы школьникам предлагается выбор одной темы из нескольких вариантов. Стандартно в темах идет противопоставление двух понятий, затрагивающих важные сферы человеческой жизни. Причем заранее темы не озвучивают, хотя можно изучить варианты прошлых лет, понимая, что часто «пары» для сочинений повторяются, т.к. имеют широкое поле для литературного творчества.

Предположительны такие направления:

  1. Верность и измена.
  2. Любовь и ненависть.
  3. Человек и общество.
  4. Равнодушие и отзывчивость.
  5. Преданность и предательство.

Причем в каждом направлении содержится огромный пласт тем, позволяющих проявить индивидуальность в написании качественного сочинения. Примеры тем могут быть самыми разнообразными. Это и вопросы измены любимым людям или место человека в социуме, особенности отзывчивости, отраженные в классической литературе и преданность, нашедшая проявление в жизни школьников. По сути в рамках одного направления рассматривается перечень тем, связанных лишь общими понятиями, а не глубиной и нюансами.

Стоит отметить, что только факт периодического повторения тематик, предназначенных для написания экзаменационной работы, уже делает намек на нюансы подготовки. Игнорировать этот процесс нельзя, иначе будет сложно получить хороший балл.

Особенности предварительной подготовки к написанию сочинения

Подготовка к качественному написанию должна быть своевременной. Необходимо заблаговременно начать готовиться к экзаменационной работе, не дожидаясь ее приближения, т.к. на этот процесс потребуется немало времени. К тому же ФИПИ регулярно обновляет какие-то данные, касающиеся экзаменов, предоставляя соответствующую информацию всем желающим. Поэтому обо всех изменениях можно узнать заранее, используя их при подготовке.

Самым банальным и действительно полезным советом, обеспечивающим хорошую подготовку к написанию сочинения, станет рекомендация, касающаяся максимального количества прочитывания классической и иной художественной литературы. Многим школьникам этот совет не очень нравится — дети просто не хотят проводить свободное время за чтением мало интересных им книг.

Внимание! Обязательным элементом подготовки можно считать многократное написание тренировочных сочинений с последующей самостоятельной оценкой по темам прошлых лет. Это позволит не только «набить руку», но и выявить свои слабые стороны при анализе написанного.

Некоторые специалисты советуют проводить оценку работы перекрестно, используя для этого одноклассников или друзей из соседней школы. Также полезным будет и определение объема рукописного текста своего почерка. Можно взять какую-то итоговую единицу, позволяющую быстро подсчитать количество написанных слов. Для этого достаточно взять за основу несколько текстов по 30 или 50 слов, чтобы после их написания можно было запомнить сколько будет исписано на бумаге.

Условно пусть 50 слов будут занимать в среднем 1,5 страницы, тогда минимальные 250 слов потребуют 7,5 страниц. Это значит, что во время аттестации не придется подсчитывать отдельно слова, нужно лишь написать 4 листа/8 страниц, чтобы преодолеть минимальные значения, допускаемые к итоговому оцениванию. Впрочем, помимо такой подготовки, стоит узнать и наиболее эффективный алгоритм выполнения работы.

Рекомендуемая последовательность действий при написании сочинения

Уже в школе жизнь начинает показывать детям важность планирования в разных аспектах жизни. При сдаче письменных работ большого объема стоит также составлять рабочий план, позволяющий не уходить в сторону от основной мысли, помогая не забывать важные моменты.

При этом перед созданием плана необходимо провести небольшой анализ, спокойно обдумать ситуацию, лишь потом приступать к детализации процесса написания. Поэтому первым делом должно стать вдумчивое ознакомление с предложенными вариантами тем для сочинения. Темы нужно не просто прочитать и быстро выбрать одну из них — важно мысленно представить развитие событий внутри сочинения. Необходимо понять есть ли что написать на эту тему, какую литературу стоит использовать по такому вопросу, отзывается ли в голове и сердце то, о чем будет сочинение.

Стоит знать! Психологи советуют выбирать тему, вызывающую сдержанный эмоциональный отклик. В частности безответно влюбленным подросткам не стоит писать на похожую тему, т.к. собственные чувства будут мешать анализировать. При этом желательно писать о том, что хоть немного «трогает за душу». Такие работы пишутся легче, читаются интереснее и ярче раскрывают мысли автора, позволяя получить более высокий балл.

Выбор темы является лишь первым шагом. Дальше следует составление плана, определение аргументов и формирование более точного образа сочинения. На основании плана можно предположить конкретный список литературы для использования, задать общее направление главной мысли сочинения и начать выстраивать более детальное оформление.

После завершения написания сочинения, его необходимо обязательно прочитать, будет полезным сделать это неоднократно. Также желательно по возможности пересчитать слова, т.к. для получения высокого балла требуется определенный минимум текста. Только после прочтения, подсчетов и итоговой проверки, можно переписывать работу на чистовик. При этом не стоит забывать, что и после окончания переписывания нужно еще раз прочитать сочинение, чтобы убедиться в отсутствии сомнительных моментов с очертанием букв, невыраженными запятыми и т.д. Это позволит быть спокойным хотя бы за баллы, начисляемые за грамотность, но есть и другие моменты, влияющие на результат.

Нюансы оценивания сочинения

Даже зная как писать простые сочинения, не забыв при этом о хотя бы небольшой подготовке, школьник рискует не получить минимальный балл, необходимый для зачета. В то же время другой ученик, не прилагая усилий получить оценку «хорошо». Это связано с тем, что последний знает нюансы оценивания сочинения, поэтому при выполнении работы заранее предусматривает внедрение в сочинение элементов, дающих более высокий балл. Поэтому в рамках подготовки важно учитывать этот нюанс.

Учтенные критерии оценивания позволят и просто быть более спокойным во время написания работы, т.к. зная особенности проверки сочинения, можно избежать наиболее ярких ошибок. Причем орфография и грамматика будут учитываться не только одним критерием общей грамотности. Всего же для оценки применят еще 4 крупных аспекта работы.

Среди них такие моменты:

  1. Умение аргументировать.
  2. Общее качество и стиль речи.
  3. Факт соответствия написанного выбранной теме.
  4. Уместность привлечения информации из художественной литературы.

Есть и более детализированные варианты анализа критериев оценки, охватывающих всю многогранность русской речи, начиная от оригинальности изложения мыслей, заканчивая точностью приводимых фактов и их грамотным внедрением в сочинение.

При этом по-прежнему важными являются 2 обязательных критерия: уникальность текста и его полноценный объем. Без них остальные составные компоненты будут не столь важными. Поэтому элемент уникальности должен стоять на первом месте, а все остальные располагаться позже. Всего же баллы дают за 11 элементов.

Среди элементов оценки можно увидеть такие:

  1. Точность фактов — 0-1 б.
  2. Высокий уровень качества речи — 2 б.
  3. Стилистика и общая логика работы — 2 б.
  4. Оригинальность аргументов и выводов — 1 б.
  5. Актуальность приведенных аргументов — до 2 б.
  6. Критерий соответствия выбранной теме — до 2 б.

Остальные 5 критериев имеют прямое отношение к грамотности, включая пунктуацию и орфографию. Максимальное количество баллов, начисляемых за все эти элементы, равняется 11, причем 2 из них касаются общего уровня грамотности.

Этот критерий вступает в силу тогда, когда на 100 слов работы присутствует не более 4-5 ошибок любого вида. Остальные же критерии учитывают отдельные разделы грамотности, отмечая ошибки только «своего» вида. Если же на сочинении пойдет что-то не так, то у школьника будет право попробовать еще раз выполнить письменную работу.

Возможность пересдачи работы

Несмотря на то, что структура сочинения вполне понятна, существует небольшое количество учащихся, нежелающих предварительно изучать ее или как-то иначе готовиться к письменной аттестации. По итогам проделанной обязательной работы они не набирают минимального балла, что подразумевает возможность пересдачи.

Также на такое право претендуют лица, имеющие уважительные причины, не позволившие им придти на экзамен в день аттестации, а еще те, кто был вынужден досрочно покинуть аудиторию в момент написания сочинения. Среди таких учащихся могут быть и заболевшие, и те, у кого была важная семейная причина, и даже школьники, оказавшиеся далеко от места проведения письменной работы по причине поломки или задержки транспорта.

При этом необходимо помнить, что слов недостаточно — в каждом отдельном случае обязательно предоставление соответствующих документов. Поэтому в случае поломки машины где-то за городом, необходимо предоставлять справку от службы эвакуации или попробовать успеть на экзамен любым другим способом. Последнее почти обязательно, если речь идет о паре десятков километров. Отсутствие на экзамене при нахождении в 15 км от школы, будет являться непосещением по неуважительной причине.

Важно знать! Право на пересдачу не предоставляется просто по факту «провала» на экзамене. Необходимо предварительно написать заявление о желании попробовать снова пройти итоговую аттестацию. Только в этом случае ученик будет допущен до пересдачи.

Точное количество пересдач еще не объявлено, хотя можно примерно ориентироваться по предыдущим годам. В предшествующем учебном году школьникам дали право дважды пересдать экзаменационное сочинение. Вряд ли сейчас количество шансов станет меньше.

Итоговое сочинение по литературе в 2019-2020 учебном году снова будет способом проверки знаний. Точные направления тем пока не озвучены, но вероятны повторения из аттестаций прошлых лет. Школьникам нужно изучить эти темы, а заодно ознакомиться с нюансами оценивания и особенностями подготовки. Такой подход поможет получить достойный балл за письменную аттестацию.

Оцените статью