Налоги на малый бизнес в 2020 году, как вырастут

Минэкономразвития предложило резко увеличить налоги на малый бизнес в 2020 году. Причем в самом министерстве говорят о том, что такое решение было принято под давлением Минфина, который не согласился с планом МЭР по заморозке условий специальных налоговых режимов для предпринимателей. В результате налоги после нового года должны будут вырасти почти на пять процентов — это максимальный рост за последние пять лет.

Как вырастут налоги для малого бизнеса в 2020 году

Внесенное предложение Минэкономразвития, которое содержится в законопроекте ведомства, подразумевает повышение единого налога на вмененный доход (ЕНВД), заменяющего налоги патента, а также торгового сбора на 4,9% в сравнении с суммами, которые предприниматели уплачивают в 2019 году. Именно эти налоговые режимы в России использует малый бизнес. Динамика повышения налогов в 2020 году практически вдвое превышает динамику 2019 года, когда налоги выросли на 2,5%. Что характерно, предложенное повышение — это даже больше, чем инфляция в стране.

Сравнение с инфляцией вовсе не случайно. Налоги для малого бизнеса индексируются за счет изменения коэффициентов-дефляторов, которые применяются к этим налогам. А дефляторы должны расти соответственно росту потребительских цен в стране в прошедшем календарном году. По крайней мере, так говорится в Налоговом кодексе РФ.

Да, коэффициенты-дефляторы должны индексироваться заранее, когда год еще не завершен. Поэтому вместо статистической инфляции они корректируются на прогнозный уровень. Но даже при этом 4,9% — это не тот рост, который официально ожидается в стране в 2019 году. Обычно речь идет о 3,8% инфляции — именно настолько планируется повысить зарплаты бюджетникам в будущем году.

На 2020 году будут установлены такие значения дефляторов:

  • ЕНВД — 2,009;
  • патенты — 1,592;
  • торговый сбор — 1,382.

Как определяется величина индексации налогов на малый бизнес

Справедливости ради стоит отметить, что Минэкономразвития не обязано индексировать коэффициенты-дефляторы именно на процент инфляции. В Налоговом кодексе лишь говорится о том, что динамика потребительских цен должна учитываться при индексации. Еще в 2010 году МЭР выпустило специальное письмо, в котором рассказало о формуле, которую применяет министерство для корректировки налоговых коэффициентов-дефляторов. Используя эту формулу по отношению к коэффициентам 2019 года, действительно получается, что налоги в 2020 году должны вырасти на 4,9%.

Другое дело, что в правительстве могут игнорировать уровень инфляции при индексации налогов на малый бизнес, и это тоже будет законно. К примеру, в 2016 и 2017 году величина налога ЕНВД была заморожена, что дало предпринимателям на этом налоговом режиме определенную передышку.

Как рассказали в Минэкономразвития, на 2020 год в министерстве планировали заморозку всех трех видов налогов на малый бизнес — и ЕНВД, и патентов, и торгового сбора. Однако резко против выступил Минфин. У МЭР при этом нет полномочий к тому, чтобы ослушаться Минфина.

Стоит напомнить, что на окончательную сумму налога влияет не только федеральный коэффициент-дефлятор (К1), но и муниципальный корректирующий коэффициент (К2). Основная особенность муниципальных коэффициентов, которые устанавливаются местными властями — они могут только снижать налог, но не превышать его, поскольку не могут иметь значение выше единицы.

Муниципальные коэффициенты используются на усмотрение местных властей. Как правило, они реально снижают налоги только на малый бизнес, который работает в каких-то конкретных сферах экономики, поддерживаемых региональными властями.

Нагрузка на малый бизнес вырастет значительно

Может показаться, что пять процентов роста налогов — это немного. Но для малых предпринимателей это будет серьезной дополнительной нагрузкой.

Самым популярным налоговым режимом у предпринимателей является ЕНВД. Повышение ставки налога на 4,9% для некоторых бизнесменов станет значительным и может несколько выбить их из колеи. Об этом в том числе предупреждают независимые эксперты.

Прежде всего рост налоговых ставок отразится на предпринимателях, которые работают в сфере торговли. Им и без того непросто конкурировать с крупными сетями, из-за чего за последние годы закрылось около 200 тысяч небольших магазинов. С ростом налоговой нагрузки увеличится и опасность того, что торговля потеряет еще какое-то количество малых предприятий. А значит, во многих городах страны россияне лишатся альтернативы сетевым магазинам и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения качества, и с точки зрения цены. И это — лишь один из примеров последствий, которые могут быть вызваны повышением налогов на малый бизнес в 2020 году.

Оцените статью