Fan World

ОГЭ по географии 2020, оценивание ОГЭ

Основной государственный экзамен по географии в следующем 2020году сохранит свой прежний статус, то есть будет не обязательным (по выбору). Также следует сказать, что данный экзамен может выбираться на региональном уровне для всех девятиклассников того или иного района, города, области, и даже республики. Но при этом стоит учитывать, что содержание заданий будет сильно отличаться от предыдущих годов.

Это объясняется тем, что девятиклассники 2019 – 2020 учебного года первые начали обучаться по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Поэтому основным направлением в оценивании данных экзаменационных работ по географии в 2020году станут не знания, а умение их применять на практике.

Получается, что все задания будут больше ориентированы на практику.

Структура ОГЭ по географии
в 2020 году

Формат основного государственного экзамена по географии в 2020году будет одинаковым для всех регионов Российской Федерации. При этом все здания будут делиться на три группы по сложности, это:

  1. Базовый. Состоит из 17 заданий, на которые ученик девятого класса должен дать (выбрать) правильный ответ из предложенного ему перечня.
  2. Повышенный. Включает в себя 10 вопросов, на которые девятикласснику придется давать ответы, состоящие из последовательности цифр или словосочетаний.
  3. Сложный. Этот уровень состоит из трех заданий, на которые необходимо давать максимально развернутые ответы, состоящие не менее чем из двух предложений.

В итоге получается, что ОГЭ по географии в 2020году будет включать 30 заданий, на выполнение которых будет отведено 120минут (2 часа).

В данном случае следует обратить внимание, что все задания расположены не по возрастанию сложности, а по тематике, или просто сгруппированы вокруг географических материалов. Поэтому при ответе на поставленные вопросы, ученикам нужно быть внимательными, и смотреть на какой по сложности вопрос они отвечают.

Для выполнения экзаменационной работы, девятикласснику разрешено пользоваться следующими предметами:

  • линейкой;
  • черной шариковой ручкой (гелиевой);
  • непрограммируемым калькулятором;
  • атласами любого издателя за 7,8, и 9 классы.

Причем стоит учесть, что наличие карт (атласов) на государственном экзамене по данному предмету окажет существенную помощь экзаменуемому. Также нужно помнить, что при обнаружении у школьника запрещенного предмета (шпаргалки) влечет за собой отстранение его от экзаменационной работы в текущем году.

Правильность заполнения бланков
в 2020 году

Бланки для ответов состоят из двух частей. В данном случае первая часть предназначена для ответов на задания базового уровня, а вторая – для повышенного и сложного.

Правильное заполнение специальных бланков основывается на следующих нюансах:

  • производить записи только черной ручкой;
  • каждое поле заполнять с первой клетки;
  • каждый символ прописывать в отдельной клетке, без каких-либо пробелов;
  • не выходить за границы предусмотренные бланком.

Оценивание ОГЭ по географии
в 2020 году

Все внесенные на специальный бланк ответы ученика проверяются при помощи автоматизированной системы. Причем для проверки экзаменационных работ привлекаются учителя профильного предмета, в данном случае это география. При проверке тестовых работ, учитель, и другие члены экзаменационной комиссии не знают, чью именно работу они проверяют, так как все бланки с ответами кодируются.

После проверки таких работ, эксперты (учителя) оценивают их и начисляют соответствующие баллы за правильно данные ответы. В данном случае члены комиссии руководствуются нормами разработанными сотрудниками ФИПИ. Если девятиклассник правильно ответил на все вопросы, и не допустил не единой ошибки, то ему начисляется максимальных 32 балла.

Также стоит учитывать, что перед тем, как выставить окончательную оценку, работу каждого ученика должны по очереди проверить два учителя данного направления. В случае, если между экспертами возникнут спорные вопросы по начислению баллов, то бланк с ответами девятиклассника должен будет проверить третий учитель, чья оценка станет основной.

Чтобы положительно сдать ОГЭ по географии и получить аттестат об окончании 9 классов общеобразовательной школы, ученику следует набрать не меньше 12 баллов. То есть, как минимум правильно ответить на первые двенадцать вопросов базового уровня. В случае, если экзамен по географии девятиклассником был выбран для дальнейшего успешного поступления в профильные ВУЗы, то ему необходимо набрать 24 балла, и больше.

Изменения ОГЭ по географии
в 2020 году

По словам ведущего научного сотрудника ФИПИ практически все задания основного государственного экзамена по географии в 2020году будут связаны с изменением климата и окружающей среды на земле, а также с погодными явлениями, и температурными режимами. В данном случае девятиклассникам необходимо будет ответить, почему так происходит, какие субъекты это затронет, как можно предотвратить ту или иную ситуацию, и многие другие.

Основные изменения

Поскольку в настоящее время проводится широкомасштабная реформа ГИА-9, она не могла не затронуть ОГЭ по географии. В контрольно-измерительных материалах нового образца ребятам придется столкнуться как с вопросами, уже известными им, благодаря демоверсиям прошлых лет, так и с новыми типами заданий.

Читайте еще:  Календарь Экадаши на 2020 год

В первую очередь, экзаменационные задания предполагают проверку полученных ребятами практических навыков, позволяющих использовать географические знания, а также их умения работать с информацией, представленной в разных форматах.

Число заданий в билетах незначительно уменьшится. Вместо 30, как это было в прошлые годы, их будет 29.

Демонстрационная версия КИМ предполагает распределение заданий по типу, представленное в таблице:

Тип Кол-во
1 Краткий ответ (цифра) 5
2 Краткий ответ (слово) 5
3 Краткий ответ (число или последовательность) 15
4 Развернутый ответ (с обоснованием) 3
5 Развернутый ответ (с графиком) 1

Можно выделить такие нововведения, введенные ФИПИ в КИМ для ОГЭ по географии, как рост числа заданий, предполагающих свободный ответ, и абсолютно новая задача, предполагающая построение графика.

Не получило особых изменений распределение количества вопросам по основным модулям:

Тип Кол-во
1 Материки, океаны, страны и народы 2
2 Экология и природопользование 2
3 Человек и природа земли 3
4 Источники информации 7
5 География России 13

Из представленной выше таблицы явствует, что основное внимание на экзамене будет уделено географии родной страны и навыкам работы с разными видами источников географической информации.

По уровню сложности предполагается следующее распределение вопросов:

  • базовый – 16;
  • повышенный – 11;
  • высокий – 2.

Оценивание

Максимальный балл, который смогут набрать на ОГЭ по географии выпускники 9 класса в 2020 году, — 31 балл вместо предусмотренных ранее 32-х.

В спецификациях к КИМам установлено такое распределение максимального балла:

Балл Задания
1 1-11, 14-19
2 12, 13

В соответствии с данным распределением рекомендуется выделять ученикам для решения простых вопросов порядка 3-5 минут, а для решения задач 12 и 13 – по 12 минут.

После того, как задания будут выполнены, баллы суммируют и переводут в 5-балльную оценку, согласно таблице соответствия, разработанной ФИПИ:

Читайте еще:  Выходные в октябре 2020 года в России
Балл Оценка
27-31 5
20-26 4
12-19 3
0-11 2 (не сдал)

В настоящее время нововведения 2020 года продолжают обсуждаться, поэтому в финальном варианте таблицы могут произойти незначительные изменения в пределах 1-2 баллов.

Подготовка

Качество подготовки учеников к ОГЭ по географии будет зависеть от цели, которую он ставит перед собой.

В том случае, если ученик выбирает предмет как один из самых легких и стремится лишь спокойно сдать экзамен и перейти в 10 класс, ему необходимо, прежде всего, уделить внимание вопросам базового уровня, позволяющим набрать необходимый минимум в 12 баллов. Согласно статистическим данным, менее 1% девятиклассников не могут сдать экзамен по географии с первой попытки. При этом подавляющее большинство из них проходит испытание со второго раза.

В случае, если оценка имеет для ученика принципиальное значение, и он стремится окончить 9-й класс только на «отлично», ему следует подойти к подготовке гораздо серьезнее, поскольку география – не такой простой предмет, как кажется.

Опытные репетиторы советуют:

  • 1.Свой атлас

Прежде всего, найти хорошие атласы за 7, 8 и 9 классы. При этом они должны быть рекомендованы Министерством образования. Из нескольких вариантов атласов необходимо выбрать те, в которых содержится наиболее полная информация и с которыми будет удобно работать. Но на картах не должно быть никаких дополнительных надписей.

  • 2. Теория

К 9 классу ребята успевают забыть терминологию, изученную 3-4 года назад. Повторить основные понятия и термины девятиклассники могут с помощью кратких справочников или видеороликов по основным темам. Разумеется, всегда можно использовать школьные учебники, но в данном случае придется работать с гораздо большим объемом информации.

  • 3. Решение задач

Чтобы как можно лучше подготовиться к решению задач, стоит просмотреть варианты прошлого года, а также демоверсию ОГЭ по географии 2020 года. Чем больше задач будет прорешено заранее, тем более уверенно выпускник почувствует себя на экзамене. Особое внимание стоит уделить новым заданиям, в частности – тому, которое предполагает построение графика. Если в процессе его выполнения возникнут трудности, можно посмотреть разбор решения демонстрационного варианта, который представлен в сети интернет.

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии 2020 года

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии 2020 года с ответами. Экзаменационная работа включает в себя 25 заданий. Ответы к заданиям 1, 4, 5, 6, 11, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответы к заданиям 2, 3, 7–10, 13–15, 19–27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. Единицы измерения в ответе указывать не надо. Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развёрнутый ответ. На выполнение ОГЭ по географии отводится 2,5 часа (150 минут).

1. Какой из перечисленных географических объектов находится в России?

1) самая протяжённая река в мире
2) самое глубокое озеро в мире
3) самая высокая горная вершина в мире
4) самый высокий водопад в мире

2. Вставьте название государства на место пропуска.

Одним из приграничных субъектов РФ является Смоленская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с __________.

3. Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) Архангельская область
2) Смоленская область
3) Воронежская область

4. Студентам-географам для проведения исследований нужно посетить самый северный участок степи в Европейской части России. Какой из перечисленных заповедников следует посетить студентам?

1) Кандалакшский
2) Приокско-Террасный
3) Таймырский
4) Астраханский

ИЛИ

Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?

1) карелы
2) чукчи
3) марийцы
4) чуваши

Задания 5 и 6 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.

5. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?

1) Новороссийск
2) Салехард
3) Благовещенск
4) Тюмень

6. Карта погоды составлена на 27 апреля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?

1) Благовещенск
2) Абакан
3) Петрозаводск
4) Элиста

7. Определите, какой город, являющийся столицей республики в составе Российской Федерации, имеет географические координаты 62° с.ш. 34° в.д.

8. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) известняк
2) суглинок с валунами
3) кварцит

Задания 9–12 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

9. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

10. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

11. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

12. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

13. Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в 3 литрах его воды.

14. Снежные лавины – одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каких двух из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные регионы.

1) Калининградская область
2) Республика Северная Осетия – Алания
3) Астраханская область
4) Архангельская область
5) Камчатский край

15. Какие два из перечисленных видов хозяйственной деятельности человека способствуют предотвращению образования оврагов на склонах холмов в зоне лесостепей и степей? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные виды хозяйственной деятельности человека.

1) высаживание деревьев и кустарников
2) выпас скота
3) продольная распашка территории
4) ограничение использования минеральных удобрений
5) террасирование склонов

Задания 16 и 17 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными многолетних метеонаблюдений, полученными на местных метеостанциях. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

16. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».
2) Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».
3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».
4) Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».

17. В каком из перечисленных населённых пунктов 22 июня в полдень по местному солнечному времени угол падения солнечных лучей будет наименьшим?

1) Сортавала
2) Вологда
3) Балахна
4) Уфа

18. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

1) А
2) В
3) С
4) D

19. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) Республика Коми
2) Челябинская область
3) Хабаровский край

20. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганами и регионами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СЛОГАНЫ

А) Здесь можно любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач!
Б) Добро пожаловать на Телецкое озеро – горную жемчужину с неповторимой красотой!

РЕГИОНЫ

1) Республика Карелия
2) Краснодарский край
3) Республика Алтай
4) Самарская область

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

21. В каких двух из перечисленных высказываний о реке Лене содержится информация о режиме реки? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.

1) Всё верхнее течение Лены, до впадения в неё Витима, приходится на горное Прибайкалье.
2) Почти за 70 лет наблюдений установлено, что среднегодовой расход воды в реке Лене составляет 541 км³ в год.
3) Для реки Лены характерны весеннее половодье и несколько довольно высоких паводков в течение лета.
4) Основное питание реки Лены составляют талые снеговые и дождевые воды.
5) В конце октября Лена покрывается льдом, который сходит в конце мая.

Задания 22 и 23 выполняются с использованием статистических данных.

Международная миграция в России за период 2013–2018 гг.

22. В каком году из показанных на графике на постоянное место жительства в Россию из других стран въехало наибольшее число людей?

23. Определите величину миграционного прироста населения России в 2016 г. Ответ запишите в виде числа.

24. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Камчатский край
2) Ростовская область
3) Мурманская область
4) Республика Карелия
5) Омская область

25. Расположите перечисленные города в порядке увеличения в них численности населения.

1) Липецк
2) Новосибирск
3) Псков

Запишите получившуюся последовательность цифр.

26. Какие два из перечисленных городов являются центрами алюминиевой промышленности? Запишите цифры, под которыми указаны эти города.

1) Красноярск
2) Ярославль
3) Петрозаводск
4) Череповец
5) Братск

Задания 27–29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Антарктическая кругосветная экспедиция

В декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно-исследовательском судне «Академик Трешников», оснащённом современными научными лабораториями, вспомогательными плавательными средствами и даже тремя вертолётами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных учёных проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

27. С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?

28. Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте?

29. Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.

30. Определите регион России по его краткому описанию.

Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Бóльшая часть её территории расположена за полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС.

Ответы на демонстрационный вариант ОГЭ по географии 2020 года
1-2
2. Белоруссия
3-321
4. 2 ИЛИ 2
5-3
6-1
7. Петрозаводск
8-213
9. 440; 410; 420; 430; 440
10. С; Север; в северном
11-4
12.
Больше всего указанным требованиям отвечает
1) участок 2.
Доводы:
2) участок находится ближе всего к шоссе;
3) участок находится на склоне южной экспозиции.
13-24
14-25
15-15
16-2
17-1
18-2
19-321
20-13
21-35
22-2015
23. 261 948
24-25
25-312
26-15
27. ЮАР
28. Антарктические и умеренные воздушные массы.
29. В декабре – марте в Южном полушарии лето,
ИЛИ
В декабре – марте наиболее благоприятные условия для навигации,
ИЛИ
В декабре – марте в Южном полушарии к югу от полярного круга наблюдается полярный день.
30. Мурманская