В городе Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, прошва на полотенце была с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».
Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце встречаются в 1867 году. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет, что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в разные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей… В Ельце женщины занимались плетением кружев от простых до сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, после того, как он достиг полного расцвета в Ельце к 1880 году, перешел в уезд, где им занимались и женщины, и дети.
Как и в других губерниях, кружево изготавливали для предметов приданого. В Ельце существовал обычай убирать полотенцами зеркала, вешать на крючки по стенам (так называемые накрючники), дарить их всем присутствующим во время венчания молодых. В старину говорили: «Много накрючников – много и добра».
Елецкие кружева отличались и отличаются необычайной тонкостью и тщательностью отделки, легкостью стиля, воздушностью и изяществом, парностью кружева, тонкой проработкой деталей орнамента. Мотивы несколько однообразны, но певучие, сложились под влиянием ровного степного пейзажа, они так и назывались – жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное.
В Елецком кружеве вилюшка плетется не сплошной полотнянкой, а переходит в прозрачную сетку или разнообразные тесемки, кружево нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру с разнообразными решетками, в орнаменте распространен мотив цветка а уже цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. В 1880 году в Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц. А накануне первой мировой войны их было более сорока тысяч.