Пятидневка в школах в 2020-2021 году, преимущества и недостатки

Интересное

Самой актуальной проблемой россияне считают организацию учебного процесса в школах. Родителей волнует вопрос о продолжительности учебной недели, поскольку пятидневка организована не во всех регионах, многие по-прежнему работают в шестидневном варианте.

Закон РФ о продолжительности учебной недели

В соответствии с законом каждое учебное заведение вправе принимать самостоятельно решение о выборе продолжительности учебной недели.

Он зависит от нескольких показателей:

  • равномерное распределение учебной нагрузки;
  • выполнение программ по предметам;
  • учебный план;
  • обеспеченность педагогическими кадрами;
  • размеры образовательной организации, обеспеченность кабинетами.

Решение о необходимости введения шестидневной недели принимается в том случае, если количество уроков в пятидневном варианте превышает допустимые показатели нагрузки на детей.

Для каждого возраста подбирается индивидуальное расписание, которое не должно влиять на психологический комфорт ребенка на уроках. Это объясняет недостатки пятидневки, где школьники должны каждый день отсиживать шесть – семь уроков, а в некоторых случаях еще и оставаться на индивидуальные занятия. Вопрос высокой нагрузки обусловлен рабочими программами, которые в свою очередь навязаны Министерством образования. Таким образом, решением проблемы должны заниматься на федеральном уровне. Чтобы вопрос должен был решен, необходимо пересматривать программы по всем учебным предметам.

Пятидневка в школах и ее преимущества

На данный момент рассматривается вариант введения пятидневной рабочей недели, полностью проблему государство намерено решить к 2021 году. В приоритете у родителей стоит пятидневная форма, она рекомендована большинству школ.

Преимущества пятидневной учебной недели очевидны:

  • дополнительный выходной день необычайно важен для полноценного отдыха ребенка от школы;
  • двухдневные выходные позволят проводить больше времени с семьей, родители смогут заняться детьми, провести с ними большее количество времени;
  • правильная организация семейного досуга, поездки к родным, путешествия улучшат показатели физического и психического здоровья каждого члена семьи;
  • полноценный отдых в государственные праздники
  • возможность восстановить силы за неделю,
  • обеспечивает психологический комфорт ребенка, снижает психоэмоциональную нагрузку на организм.

При появлении дополнительного выходного родители обязаны правильно организовать досуг ребенка: плавание, прогулки, кино, занятия спортом, совместные выезды и путешествия. Освобожденные часы следует тратить бережно, не перегружая ребенка занятиями дома.

Недостатки пятидневной недели

Пока исключить шестидневный вариант удается не всем школам. Но тем, кому удалось, все же испытывают определенные неудобства. Под ударом гимназии, лицеи с углубленным изучением отдельных предметов, дополнительными занятиями по специальным наукам. Многие школы распределяют нагрузку на пять дней, но при этом количество уроков сразу увеличивается, ежедневно учащиеся обязаны отсидеть шесть-семь уроков в течение пяти дней.

Иногда для организации пятидневки администрация школы вводит восьмой урок, что уже является нарушением по нормам нагрузки на детей. Школьники невероятно перегружены, у них отсутствует возможность посещать дополнительные кружки и секции, остается мало времени на отдых, досуг. Практически невозможна организация пятидневного режима в школах, работающих в две смены.

Учащиеся не способны работать такое количество времени, домашнее задание выполнять некогда. Снижается работоспособность, учащиеся становятся апатичны и ленивы. Для учителей пятидневный вариант также не всегда благополучен, отсутствует время на качественную подготовку к урокам, сил на ведение восьмого девятого урока практически не остается. Дети в конце дня плохо воспринимают любой учебный материал, а на 8 уроке вовсе перестают работать, что приводит к срыву учебного процесса. Таким образом, программа, предлагаемая Министерством образования, не может быть реализована в пятидневном режиме. Материал в этом случае не усваивается, снижается качество обучения.

Пятидневка в школах в 2020-2021 году

Текущий год разделяет образовательные организации на две категории: те, которые работают в пятидневной форме и школы с продолжительностью недели в шесть дней.

Администрация школ не всегда может предоставить пятидневный вариант из-за необходимости реализации учебных программ. Решение проблемы школы видят по-разному. В некоторых образовательных организациях начальная школа работает в пятидневном режиме, а среднее и старшее звено – по шестидневной форме. В некоторых школах идут на компромисс, устанавливая гибкий график. Суббота посвящается экскурсиям, тематическим вечерам.

Зачастую администрация решает вопрос так:

  1. Начальная школа освобождена от уроков в субботние дни.
  2. Только 9-11 классы работают по шестидневной форме.
  3. На пятидневке остаются дети до 6 класса.
  4.  с 6 по 7 класс работают через 1 субботу.

Пятидневка в школах России в 2020-2021 году вполне возможна. Министерство образования оповещено о том, что современные учебные планы невозможно выдать в пятидневном режиме без перегрузки учащихся.

Отмена шестидневки в 2021 году

К настоящему времени в российской системе образования происходят регулярные реформирования, затрагивающее все сферы деятельности учебных организаций. Введение новых форм экзамена (ЕГЭ и ОГЭ), совершенствование образовательных структур, реорганизация образовательных программ.

К 2020 году школы смогут выбирать форму функционирования – четвертная, модульная, семестровая система на выбор администрации школ. Однако, вопрос о продолжительности учебной недели никак не затронут.

В настоящее время родители выступают за пятидневку в школах по всей стране, участились случаи организованных петиций.

Названы причины отказа от шестидневки, это:

  • чрезмерная утомляемость;
  • постоянный недосып;
  • ухудшение здоровья;
  • учащение случаев развития близорукости;
  • отсутствие полноценного выходного;
  • плохая осанка, искривление позвоночника;
  • восприятие детьми учебы в субботу как наказания;
  • ухудшение психического состояние детей, агрессия;
  • лишение родителей отдыха в субботу.

На 2021 год местные органы образования намерены узаконить пятидневку в некоторых регионах. На федеральном уровне данный закон находится только на уровне разработки.

Министерство образования пока не издает никаких документов, обязующих перейти все образовательные учреждения на пятидневку. Данный вопрос, как и прежде, будут рассматривать на уровне школы. В Департаменте родителям советуют прекратить писать многочисленные просьбы и петиции. Дело в том, что законом не запрещена пятидневная форма работы, именно поэтому все просьбы и предложения необходимо вносить заранее, подавая их непосредственному руководству школы. Вопрос о переходе на пятидневку может решить местный отдел образования. Так в 2019 году управление образования Красноярска приняло решение перевести все школы на пятидневную рабочую неделю. В перспективах на 2021 год данная продолжительность работы охватит все регионы РФ.

Новое в 2019-2020 учебном году

В 2019-2020 учебном году продолжится реализация нацпроекта «Образование», в который входят 10 федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты для каждого».

Цель проекта: вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы.

Его общий бюджет составит почти 784,5 млрд рублей.

2019-2020 учебный год характеризуется рядом нововведений:

1. С 1 сентября в сельских школах открываются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», на базе которых ученики будут изучать обновлённые предметные области «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» на современном оборудовании и с использованием новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей как на уроках, так и в процессе внеурочной деятельности. Центр также будет выполнять и функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. Со следующего учебного года подобные Центры будут функционировать и в школах малых городов России.

2. В новом учебном году выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) детей. При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы. При проведении учебных занятий допускается объединение в группы обучающихся из нескольких классов.

3. По решению школы за счет третьего урока физкультуры возможно введение уроков по обучению шахматам.

4. ВПР для 7-го и 8-го классов станут обязательными.

5. С 1 сентября 2019 года в восьми пилотных регионах России: Республика Татарстан, Республика Коми, Ставропольский край, Тульская область, Ярославская область, Пензенская область, Саратовская область, Новосибирская область, начнется апробация межведомственной программы «Культурные нормативы для школьников«. В рамках этой программы ученики будут посещать выставки, концерты, спектакли, смотреть фильмы и читать книги, а все свои впечатления отмечать в дневнике.

6. В школах, которые получат соответствующую современную технику, в виртуальных концертных залах ученики смогут слушать концерты в режиме онлайн, приобщаться к классической музыке, не выходя из стен родной школы.

7. С сентября 2019 года в ряде территорий начнется апробация примерной программы воспитания для начального, среднего и общего образования в рамках национального проекта «Образование», массовое внедрение которой во всех школах начнется в 2020-2021 учебном году».

8. К концу 2019 года в 54 российских регионах откроется 95 Центров помощи родителям. В них родители смогут получать консультацию по широкому перечню вопросов, включая вопросы обучения ребенка, адаптации и социализации в детском коллективе, создания условий для оздоровления, готовности к обучению в школе и др.

9. С 1 сентября 2019 года в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», начнет работу портал информационно-просветительский поддержки родителей. Портал будет содержать информацию по вопросам оказания методической, психологической помощи родителям, а также по вопросам, касающимся воспитания и обучения детей, которые не посещают детские сады и получают дошкольное образование дома.

Портал также обеспечит взаимодействие родительского сообщества с образовательными организациями.

10. В новом учебном году школьники 6-11 классов могут пройти профориентационное тестирование и определиться с профессией на базе специальной платформы «Билет в будущее». Ранняя профориентация позволит детям решить, что делать, — поступать в колледж или в вуз.

11. С 15 августа 2019 года вступило в силу Постановление Правительства от 2 августа 2019 года № 1006, согласно которому школы должны быть приведены в соответствие с новыми антитеррористическими требованиями, дифференцированными в зависимости от категории объекта (предусмотрено 4 категории), которая присваивается с учетом степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий:

-на каждый объект разрабатывается паспорт безопасности;

-на всех объектах независимо от категории организуется пропускной режим, проводятся антитеррористические учения и тренировки;

— все объекты должны быть оснащены системами передачи тревожных сообщений;

— если при возможном террористическом акте могут пострадать от ста человек, то в учреждении обязаны оборудовать видеонаблюдение, охранную сигнализацию с тревожной кнопкой и КПП с металлоискателями.

12. Школы должны самостоятельно определиться, как ученики и педагоги будут использовать смартфоны в период образовательного процесса.

Минпросвещения, Роспотребнадзор, Рособрнадзор и Российская академия образования разработали Методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, которые не предполагают запрета на гаджеты. И детям, и учителям предлагается переводить гаджеты в режим «без звука».

К примеру, в Москве не считают нужным запрещать использование гаджетов на уроках, ибо нельзя запрещать то, что становится неотъемлемой частью жизни. Просто необходимо научить детей правильно пользоваться гаджетами, чтобы они не отвлекали их от учебы.

В течение учебного года будут проводиться проверки, чтобы выяснить, улучшилось ли здоровье школьников и эффективность учебного процесса после изгнания гаджетов с уроков.

13. Должно улучшиться качество школьного питания. Школьные обеды и завтраки должны стать вкуснее: министерство просвещения создаст единую модель организации питания школьников.

Школьные завтраки и обеды обязательно должны включать горячие блюда. Утром детям желательно предлагать овощи или фрукты, а в обед допустимо сладкое.

Президент России В.В.Путин поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ до 1 сентября 2019 года рассмотреть вопросы: о возможности обеспечения обучающихся бесплатным питанием.

Прокуратура проведет масштабную проверку питания в российских школах.

14. Будет разработан национальный стандарт школьной формы. Планируется, что национальный стандарт на школьную форму утвердят уже в 2020 году. Школа не вправе не допускать до уроков учеников, явившихся не в школьной форме.

15. Появится возможность брать на работу в школу для ведения уроков и кружков студентов вузов, начиная с третьего курса, и студентов колледжей и техникумов, начиная с четвертого курса.

16. Действующий Федеральный перечень учебников сохранит свою актуальность не только в 2019, но и в 2020 году.

Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос об обеспечении обучающихся рабочими тетрадями.

17. Задания ОГЭ в 2020 году станут более практико-ориентированными и будут проверять такие умения, как поиск и анализ информации, аргументация своей точки зрения, навыки рассуждения. А главная новация ОГЭ на 2020 год — проведение реальных экспериментов на экзаменах по химии и физике.

18. В ЕГЭ-2020 года существенных изменений по большинству предметов не будет. Новшества появятся в экзаменах по физике и китайскому языку. Всю информацию о КИМ ЕГЭ-2020 можно найти на сайте ФИПИ.

19. Пятидневка или шестидневка — решает школа, ибо школа имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать собственную образовательную программу, учебный план, а также устанавливать пятидневную или шестидневную учебную неделю, а родители — выбрать ту школу, в которой ребенку будет комфортнее учиться.

20. С 1 января 2020 года изменяются ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка.

21. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2019 № 1081 школьники — победители олимпиад международного уровня по общеобразовательным предметам будут получать премии, в том числе победители, занявшие высшую ступень, – 1 млн рублей, получившие серебряную медаль — 500 тыс. рублей, бронзовую – 400 тыс. рублей.

22. С 1 сентября 2019 года на детей в возрасте 5-18 лет можно получить сертификат дополнительного образования, дающий право, чтобы записать ребёнка в кружок или спортивную секцию на бесплатное обучение.

23. В соответствии с разъяснениями Минпросвещения России (письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07) школы вправе принимать решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации при отсутствии рекомендаций ПМПК из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом их особенностей.

24. Ученики начальных классов части российских школ в пилотном режиме начнут изучать психологию. Предполагается, что в рамках курса дети узнают о вреде наркотиков, а несколько часов посветят сексуальному воспитанию.

25. В течение 2019 года на разных уровнях вносились предложения о введении в школах факультативных занятий по различным направлениям, в том числе по кибербезопасности, основам предпринимательства, финансовой грамотности, киберспорту.

Как сообщила пресс-служба Минпросвещения России, введение в школьную программу дополнительных факультативов, в частности, по киберспорту, может стать причиной переутомления учащихся.

26. Как и в прошлом году, группы продленного дня в школах могут быть платными и бесплатными в зависимости от возможностей региона, от программы и часов работы. Стоимость услуг устанавливается руководством учебного заведения, но при этом семьи, имеющие право на социальные льготы, могут рассчитывать на снижение стоимости или даже бесплатное посещение ребенком ГПД.

27. В 2019-2020 учебном году предполагается утвердить новые ФГОС.

28. Как отмечает Роспотребнадзор, своевременная вакцинация и ревакцинация защищает ребенка от инфекции и помогает предотвратить пропуски занятий в школе. Для этого, согласно опубликованному ведомством списку, необходимо к шести-семи годам ребенка сделать одну прививку от туберкулеза, три – от пневмококковой инфекции, три – от гемофильной инфекции типа b, три – от гепатита B, ежегодную вакцинацию против гриппа, пять прививок от полиомиелита, четыре прививки от коклюша, дифтерии и столбняка, одну прививку от кори, эпидемического паротита, краснухи.

Перед поступлением в школу и в школьные годы детям рекомендуется получить ревакцинацию от следующих инфекций: коклюш, столбняк, дифтерия, корь, эпидемический паротит, краснуха, грипп (ежегодно).

Оцените статью
Fan World