Произошло неизбежное: дело Ивана Голунова вызвало такую волну протестов и возмущения в СМИ, что представители власти были вынуждены задуматься – а все ли нормально с российской полицией в ее нынешнем виде? Реформу МВД в правительстве обсуждают уже давно, но только теперь, летом 2019 года, стало очевидно: реформа не просто нужна, но и жизненно необходима стране! Ведь количество сфабрикованных дел, случаев насилия и угроз со стороны силовиков, а также психологического прессинга, которому подвергают россиян представители органов правопорядка, достигло своего исторического максимума.
Очевидно, что продолжаться дальше так просто не может. Именно потому в период с 2019 по 2024 год вся система МВД будет обновлена, ее сотрудники будут переаттестованы и пропущены сквозь “сито” проверок на профпригодность, а их денежное довольствие значительно улучшится. Наиболее заметные изменения коснутся служащих ГИБДД, а сокращения, которые произойдут в 2020 году и значительно проредят ряды Министерства внутренних дел, имеют все шансы стать рекордными! Именно таким путем правительство планирует “освободить” около 200 миллиардов рублей. Но сделает ли это работу МВД более совершенной?..
Первая реформа МВД в России
Следует уточнить, что реформа 2019-2020 года станет отнюдь не первым опытом российского правительства в данной сфере. Первая реформа МВД состоялась в 2011 году, т.е. почти десять лет назад, и ее основной целью была борьба с коррупционным засильем среди полицейских. Кроме того, президент РФ Дмитрий Медведев надеялся таким образом улучшить имидж органов правопорядка. Учитывая, что в текущий момент россияне воспринимают полицейских исключительно как источник потенциальной угрозы, а не как служащих, способных защитить от беззакония – очевидно, данная цель не была достигнута.
Президентский указ, подробно описывающий процедуру реформирования МВД, был подписан в 2009 году и упразднил милицию общественной безопасности как таковую, вместо этого сделав ставку на высокий профессионализм, качественную подготовку и морально-этическую ориентированность полицейских кадров. Параллельно проводилась оптимизация (а точнее, упразднение) ряда образовательных учреждений, занимающихся отбором и переподготовкой кандидатов, а численность сотрудников МВД была сокращена… на 20%!
Результат проведения реформы МВД
Увы, первую в истории России реформу МВД довольно быстро охарактеризовали, как неэффективную и даже опасную для общества. Хоть на словах и утверждалось, что новые полицейские окажутся высокоморальными людьми и настоящими знатоками своего дела, на деле массовые сокращения и закрытие учебных заведений привело к тому, что качество подготовки служащих заметно понизилось. Не выполняющиеся обещания касательно зарплат, жесткие аттестации и постоянная угроза сокращений спровоцировали отток квалифицированных специалистов (следователей, “оперов”, рядовых сотрудников).
В итоге набирать им замену пришлось из людей, не всегда соответствующих заявленным морально-этическим стандартам. Михаил Пашкин (глава Московского профсоюза полиции) отметил еще одну проблему: поскольку руководство требует от сотрудников отличных показателей и высокой раскрываемости, многие из них гонятся уже не за правдой, а за составлением административных протоколов и фабрикацией дел. Оперативные работники, желающие получить достойную зарплату и при этом избежать правового “беспредела”, уходят в частные фирмы, а в полиции остаются наименее профессиональные кадры.
Не удивительно, что уже в 2012 году Владимир Колокольцев (министр внутренних дел) признал, что ожидания простых граждан реформа МВД не оправдала. К 2019 году ситуация осталась практически без изменений – хоть формально милицию и заменили на полицию, количество правонарушений, допущенных сотрудниками МВД, не только не упало, но и продолжило расти. Статистика “Левада-центра” гласит: каждый третий (!) россиянин сталкивался с насилием (физическим и психологическим, в том числе с угрозами, унижениями и запугиванием) со стороны полицейских, а каждый десятый подвергался пыткам.
Дело Ивана Голунова – журналиста, задержанного по ложным обвинениям, которому приписывали (но так и не смогли доказать) сбыт наркотиков, – является не исключением из правила, а лишь одним из тысяч подобных дел на территории РФ. Статистика показывает, что раньше к подобным делам россияне относились менее настороженно, а свои шансы “выйти сухими из воды” в случае ложного обвинения считали довольно низкими всего 36% опрошенных. Теперь эта цифра подросла до 52% – большинство россиян уже не верят в правосудие.
Еще пять лет назад при возникновении незаконного преследования со стороны силовиков 27% россиян надеялись на то, что прояснить ситуацию им поможет судебное разбирательство. Теперь же суду готовы довериться лишь 19% опрошенных; 11% россиян могут положиться на следственный комитет, 6% – на вышестоящие органы власти. Наиболее же распространенным методом решения “полицейской проблемы” является не честное разбирательство, а дача взятки или обращение к влиятельным знакомым из органов правопорядка. Именно такой путь в случае незаконного преследования выбрали бы 28% россиян.
Произойдет ли реформа МВД в 2019-2020 году?
Учитывая комбинацию факторов, описанных выше, можно резюмировать: в текущий момент Министерство внутренних дел РФ как никогда нуждается в качественной реформе! И правительство, похоже, готово пойти людям навстречу. Уже к 2020 году полицейские будут вынуждены пройти переаттестацию (сперва – на бумаге, подтвердив уровень своих профессиональных знаний, а затем – в “поле”, показав свою физическую и огневую подготовку). Затем МВД ожидает волна сокращений, которая затронет не только рядовой состав, но и руководство.
Планируется, что реформа 2020 года передаст большую часть функций МВД в руки Росгвардии; следовательно, расходы на содержание Министерства внутренних дел будут значительно снижены, ряд ведомств объединят (либо упразднят, перераспределив их обязанности), а сотрудников МВД переведут на обычные полисы медстрахования. Экономистов же, бухгалтеров и служащих иного типа, не имеющих непосредственного отношения к оперативной деятельности, наделят новым статусом и переведут на работу в другие отделы.
Интересный факт: поскольку реформа планируется затяжная и “долгоиграющая”, завершить ее планируют к 2024 году.
Впрочем, какой бы амбициозной не выглядела анонсированная реформа, следует понимать: окончательного решения касательно ее проведения в Госдуме еще не приняли! Более того, Дмитрий Песков (пресс-секретарь президента РФ), комментируя дело Ивана Голунова, не счел его достаточной причиной для запуска реформы МВД. Якобы, выводы о работе правоохранительных органов, сделанные по одному резонансному делу, являются не более чем обобщением.
Сокращения в рядах МВД
Как показала “оптимизация”, затронувшая медицинские учреждения по всей стране, правительство РФ видит наивысшее благо не в переобучении персонала, а в сокращении штата тех или иных структур. Помимо очевидной выгоды (ранее – из медицинской отрасли, а теперь из МВД будут уволены наименее профессиональные кадры), это также позволит освободить часть финансирования. В данном случае реформа “вернет” в бюджет Российской Федерации порядка 200 миллиардов рублей, которые будут потрачены на иные цели.
К 2020 году планируют сократить, ни много ни мало, 110 тысяч полицейских во всех регионах РФ! Учитывая, что в данный момент структура МВД располагает 900 тысячами сотрудников, подобное сокращение выглядит довольно резким и вызывает закономерный вопрос: не приведет ли такое падение численности полицейских к всплеску преступности? Впрочем, количество надеются наверстать качеством – а именно, сократить сотрудников, из рук вон плохо выполняющих свою работу, а остальных отправить на курсы и переобучить.
Пока что эксперты не видят ничего угрожающего в подобном понижении численности полицейских – все потому, что в РФ и так на сто тысяч простых россиян приходится около шестисот сотрудников органов правопорядка. По данному показателю Россия впереди планеты всей – именно она является самым “полицейским государством”, обгоняя Соединенные Штаты Америки, Индию и Китай. Возможно, сокращение кадровой численности МВД – это именно то, чем новая реформа принесет Российской Федерации максимальную пользу!
Читать далее на https://efin2020.com/news/reforma-mvd-2020/
2 августа 2019 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О ключевых моментах этого документа, а также о ходе текущих и запланированных на 2020 год изменений в функционировании системы МВД России в рамках реализации мероприятий по реформе МВД РФ до 2024 года читайте ниже:
Согласно документу, предельный возраст пребывания на службе для среднего начальствующего состава, майоров и подполковников полиции, внутренней службы и юстиции повышается с 50 до 55 лет, для полковников — с 55 до 60 лет, а для генералов — с 60 до 65 лет.
«При подготовке вносимых предложений были учтены положения о том, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих предельный возраст пребывания на службе уже увеличен с 60 лет до 65 лет», — поясняют в Госдуме ФС РФ необходимость таких изменений.
Также закон повышает предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел: для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава до 35 лет, а для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава до 40 лет (сейчас для всех категорий — 35 лет).
При этом, как подчеркнул в ходе пленарного заседания заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, речь не идет о повышении возраста выслуги лет или пенсионного возраста для сотрудников, они остаются прежними для всех категорий.
«Прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составляет около 26 200 сотрудников», — отмечается в пояснительной записке.
Это позволит, в частности, решить вопрос недокомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов: «На 1 января 2019 г. некомплект составляет 7,4 процента или около 53 000 единиц», — сказано в документе.
Законом также предусматривается, что испытание при приеме на службу в органы внутренних дел может не устанавливаться в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и должности работников в системе МВД России. Предлагается также установить для сотрудников МВД право на на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет.
Говоря о реформе МВД РФ 2019-2020, стоит напомнить о недавних ротациях ответственных сотрудников системы, когда в соответствии Указом за № 425 от 7 сентября 2019 года Президент России Владимир Путин назначил заместителем руководителя ГУ МВД России по Новосибирской области и начальником полиции региона полковника Константина Гаврина. Должность начальника полиции Новосибирской области стала вакантной в июне 2019 года после отставки Николая Турбовца, занимавшего этот пост четыре года.
Константин Гаврин родился 26 апреля 1977 года в городе Чулыме Новосибирской области. В 1998 году окончил Омскую академию МВД России по специальности юриспруденция, в 2013 году — академию управления МВД России. В правоохранительных органах он служит с 1998 года с должности оперуполномоченного ОВД отдела внутренних дел Заельцовского района Новосибирска.
С 2013 года Константин Гаврин возглавлял управление уголовного розыска регионального главка МВД. По многим показателям оно считалось одним из лучших в стране. В 2018 году приказом главы МВД Владимира Колокольцева «за добросовестное выполнение служебных обязанностей и высокие результаты в служебной деятельности» Константин Гаврин был занесен на федеральную доску почета МВД.
Пост министра внутренних дел по Чувашии был вакантным с 3 июля 2019 года. Должность занял заместитель начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-майор внутренней службы Виктор Шметков. Он сменил на посту Сергея Неяскина, который был направлен в Чувашию из Саратовской области и проработал главой МВД по региону три года.
Напомним, слухи об отставке Неяскина поползли в Чувашии ещё в мае — после пожара на учебной базе отряда спецназа «Гром» в чебоксарском Заволжье. Охраняемая от гражданских лиц база сгорела полностью. По данным местных СМИ, в тот момент там находился сын Неяскина, который в феврале 2019 года стал заместителем министра юстиции Чувашии. Вскоре после этого Сергей Неяскин написал рапорт об отставке, сообщает портал regnum.ru
Также, в согласно этому Указу главы российского государства Владимира Путина на должность главы МВД Крыма утвержден Павел Каранда.
Павел Леонидович Каранда родился в 1964 году в городе Омск. Генерал-майор полиции. Окончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР. С 1985 по 2002 год работал на различных должностях в уголовном розыске и управлении по борьбе с организованной преступностью, пройдя путь от оперуполномоченного уголовного розыска до начальника криминальной милиции Североморского ГОВД Мурманской области.
С 2002 года возглавлял ОВД Ленинского округа города Мурманск, а с 2005 года — Управление уголовного розыска УВД Мурманской области. В 2009 году Павел Каранда был назначен на должность начальника городского УВД Мурманска, заступив на следующий год на должность первого заместителя начальника УВД – начальника криминальной милиции УМВД по Мурманской области. В 2011 году Каранда был переведен в Вологодскую область в качестве заместителя начальника полиции (по оперативной работе) областного УМВД России.
С 2013 года — заместитель начальника УМВД России по Вологодской области – начальник полиции. 31 октября 2016 года указом президента Российской Федерации Владимира Путина Павел Каранда был назначен заместителем министра внутренних дел по Республике Крым – начальником полиции. После отставки главы крымского МВД Сергея Абисова и до назначения в августе 2019 года на эту должность Олега Торубарова, а также с 11 июля 2019 года — исполнял обязанности министра, сообщает crimea.ria.ru
Дополнительное сокращение руководящих работников и рядовых служащих МВД РФ ожидаются и в 2020 году в России. Эти перемены произойдут в рамках давно запланированной и постепенно проходящей реформы. Инициатор реформы – президент В. В. Путин, озвучивший ее еще в 2017 году. Например, уже ГУ МВД РФ по Москве в ближайшее время ждет масштабная реорганизация, в результате которой большинство сотрудников, занимающих руководящие должности, могут лишиться работы. Это следует из письма за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева руководителю ГУ МВД по Москве Олегу Баранову, сообщает газета «Известия».
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.
И это при том, что каждый год с учета по истечении срока давности снимается более 1,5 млн уголовных дел по преступлениям прошлых лет, 97% — без установления преступника. Под наблюдение оперативников попадает лишь каждый третий, находящийся под административным надзором. А несовершеннолетних к уголовной ответственности привлекают в 26 раз чаще, нежели взрослых, которые толкали их на преступления.
Кроме того, согласно опросу, у 41% сотрудников УР нет необходимой квалификации для принятия процессуальных решений, поэтому 80% из них уже были наказаны за ошибки. С 2014 года число оперативников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за необоснованное вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, увеличилось на 15% (более 14 тыс. человек). 73% сотрудников полагают, что сложившаяся практика системных нарушений при вынесении постановлений ощутимо снижает уровень общественного доверия к работе полиции.
Также это формирует негативный морально-психологический настрой у молодых сотрудников УР, которые с первых же дней службы ориентируются не на выявление и раскрытие преступлений, а на их укрытие, чтобы создать видимость позитивных результатов, полагает Александр Фролов.
Процессуальные функции действительно не являются профильными для сотрудников УР и ЭБиПК, согласен председатель общественного совета при МВД РФ, адвокат Анатолий Кучерена.
— Всегда выступал за то, чтобы сотрудники правоохранительных органов занимались исключительно своими обязанностями, чтобы несвойственные им функции были отданы в подразделения, которые должны ими заниматься. Если Александр Фролов тоже так считает, я буду его всячески поддерживать. Знаю, что и позиция министра и соответствующих подразделений МВД аналогичная. Там уже работают над этим, хотят разгрузить ряд подразделений, которые выполняют не свойственную им работу, — рассказал «Известиям» Анатолий Кучерена.
Сейчас на каждое возбужденное уголовное дело приходятся десятки постановлений об отказе о его возбуждении, сообщил председатель МКА «Адвокаты и бизнес» Дмитрий Штукатуров. Оперативные подразделения отбрасывают огромный массив пустых заявлений и лишь 10% превращают в уголовные дела, отметил адвокат.
— Если не возбуждено уголовное дело, то нет преступления, и когда оно не раскроется, у них не ухудшится статистика раскрываемости. Следователи более компетентны и не заинтересованы лишь в раскрытии преступления, поскольку их работу оценивают по другим критериям. А управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией, где срок проверки ограничен 30 сутками, а иногда и десятью, выносят так называемые технические отказные, когда оперуполномоченный видит, что преступление есть, но за месяц не успеет собрать все документы, провести почерковедческие экспертизы и т.д., — рассказал Дмитрий Штукатуров.
Оценивая инициативу, адвокат отметил, что правильнее было бы менять инструменты статистической отчетности и усилить работу с личным составом оперативников.
Начавшаяся реорганизация Московского уголовного розыска постепенно перейдет в 2020 году и на структурные подразделения МВД РФ в субъектах Российской Федерации (регионах России). Ожидаемое сокращение, естественно, болезненный и непопулярный процесс для миллиона сотрудников. Однако, конечная цель проводимых реформ – увеличение эффективности работы силового ведомства.
Разаттестация пройдет плавно в период с конца 2019 года по 2024 год. Она должна незаметно сократить численность служащих в МВД примерно на 110 тысяч человек. В рядах силовиков останутся самые квалифицированные сотрудники. Кроме того, теперь, если служащий выходит на пенсию, на его место не будут принимать нового. Разаттестация коснется даже высших чинов МВД.
Процесс разаттестации никак не повлияет на служащих, которые получили ранения и травмы в период службы; работников, постоянно повышающих свою квалификацию; сотрудников, которые в настоящее время имеют самые высокие показатели в работе, а также наивысшую квалификацию; служащих, имеющих самый большой стаж работы и тех, кто является единственным кормильцем в семье.
Сокращение обязательно должно быть согласовано с профсоюзной организацией. Сотруднику, подлежащему сокращению, будет выплачена годовая зарплата, компенсирован отпуск; за ним на определенный период сохранятся различные социальные выплаты; компенсированы налоговые выплаты при пенсионном праве.
ПЕНСИЯ МВД 2020
Пока в 2020 году, чтобы получить льготную пенсию МВД по выслуге, нужно проработать по-прежнему 20 лет, но в будущем положение возможно изменится. Уже обсуждается её увеличение до 25 лет. Это из-за проблемы с финансированием ведомства. Из-за возможности уже в 45 лет выйти на пенсию по выслуге, приход новых людей не кончается и в соответствии с этим увеличивается армия молодых пенсионеров.
Отменят ли пенсии в 2020 году?
Будет ли отменена пенсия МВД и других силовых подразделений в 2020 году или нет, начали говорить с начала реформы, которая затронула всех граждан России. В Минфине рассматривается вопрос о предоставлении силовикам, которые завершили службу, значительного выходного пособия вместо того, чтобы выплачивать пожизненно. Такой подход обоснованный, так как завершается служба ещё в достаточно молодом возрасте. С выходным пособием они могут отдохнуть 1-2 года, затем переобучившись гражданской профессии продолжить работу. Такое решение в значительной мере экономически выгодно и ежегодная экономия составит до 700 миллиардов рублей. Пока этот вопрос только обсуждается и в 2020 году изменений не ожидается.
Что будет учитываться
Как стало известно, алгоритм расчёта выслуги в МВД в 2020 году остаётся таким же, который использовали раньше. Главным критерием является конкретный срок работы в органах и при расчёте будут учитываться такие промежутки времени:
Профессиональное образование, полученное до выхода на работу. Принимается во внимание только очное обучение периодом не больше 5 лет по схеме: два месяца за один месяц работы.
Смена должностей разного уровня в МВД (с учётом и испытательного срока при поступлении на службу).
Прикомандирование, если оно было осуществлено по статье 32 Закона о службе РФ.
Перерыв в службе в правоохранительных органах, если он был вызван необходимостью работы в другом государственном органе или ведомстве.
Служба в прокуратуре, в ФСИН, ФСКН, Национальной гвардии и противопожарной безопасности.
Работа судьёй, в Следственном комитете или таможне, если для этого были получены спецзвания и т.д.
Выплаты увеличатся
Пенсии МВД в 2020 году обязательно повысятся, хотя по сравнению с 2019 годом ассигнования вырастут незначительно – на 122 миллиарда рублей. В следующем 2021 году предполагают поднять цифру до 240 млрд рублей, сообщает портал bankiclub.ru
Напомним, размер пенсий, положенных сотрудникам органов, определяется как доля денежного довольствия военнослужащих, а этот показатель ежегодно индексируется на размер инфляции по оценке Правительства плюс еще два процентных пункта. Таким образом, пенсионерам МВД вроде бы не на что жаловаться – пенсии и так растут опережающими инфляцию темпами, то есть увеличиваются не только в номинальном, но также и в реальном выражении, уточняет портал news-and-life.com.
Однако и здесь есть один важный нюанс. Доля ДДВ для расчета пенсионных сумм должна ежегодно расти на два процентных пункта, пока она не достигнет 100%, а пенсии тем самым не сравняются с зарплатами. Однако еще в 2016 году дефицит бюджета заставил власти заморозить этот рост, и с тех пор при расчете пенсий учитывается всего лишь 72,23% денежного довольствия. С октября 2019 года этот показатель все же слегка поднимут – до 73,68%, однако равенства между зарплатами и пенсиями сотрудников МВД почти наверняка уже не будет ни в 2020 году, ни вообще в ближайшем будущем.
Для расчёта пенсионных начислений работникам МВД был введён специальный коэффициент – понижающий. Он касался только тех, кто вышел на пенсию по возрасту. Это предусматривалось Федеральным Законом № 306 от 07.11.2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Первоначально понижающий коэффициент был 54%. Правительство задумало увеличивать его ежегодно на 2%. К 2035 году он должен был составить 100%. Но с 2016 года понижающий коэффициент не увеличивался и остановился на отметке 72,23%. Соответственно пенсии также не индексировались до 2018 года.
Работникам МВД России ждать увеличение пенсионных выплат придётся до октября 2019 — начала января 2020 года. Если они вышли на пенсию по выслуге лет. Планируется, что индексация поможет увеличить выплаты от 1 тыс. рублей и более. Предоставлять документы в инстанции пока не нужно. Полагают, что индексации пройдут автоматически. Заранее точно просчитать надбавку вряд ли получиться. Можно только приблизительно. Для этого нужно фактические выплаты умножить на 1,04. Ещё не решён вопрос с понижающим коэффициентом. Останется он на уровне прошлых лет в размере 72,23% или подвергнется изменениям. По прогнозам финансистов, увеличение его вряд ли запланировано. Это связано с проводимой индексацией пенсий. Хотя, до октября ещё есть время, могут быть предложены различные изменения.
Выплаты работающим пенсионерам МВД
Работники МВД по выслуге лет выходят на пенсию, в основном, после 45-ти. Если человек остаётся работать, ему станут выплачивать только силовую пенсию. Основную страховую пенсионную выплату начнут начислять только после достижения пенсионного возраста, предусмотренного законодательством РФ. Работающим сотрудникам-пенсионерам силовых структур, начисляется два вида выплат: силовая пенсия и накопительная (по баллам). Индексацию пенсионных выплат работающим сотрудникам-пенсионерам МВД будет проведена не ранее 1 января 2020 года, а выплаты будут увеличиваться только за счёт накапливаемых пенсионных баллов.
Нюансы начисления выплат пенсионерам МВД
Сотрудники-пенсионеры органов правопорядка могут получать социальные доплаты, если: — выслужили требуемый стаж; — была получена инвалидность в ходе службы; — произошла потеря кормильца. Выплаты производятся семье; — были представлены к наградам и орденам; — проходили службу в горячих точках; — имели доступ к засекреченным документам. Все назначения и расчёты пенсионных выплат работникам МВД производятся согласно Федеральному Закону № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей», сообщает портал comandir.com
ЗАРПЛАТА МВД 2020
Что касается окладов и зарплат сотрудников МВД России, то стоит отметить, что в бюджете страны на 2020 год существует отдельный пункт, который касается военнослужащих и приравненных к ним лиц (в том числе, служащих Министерства внутренних дел). В 2019 году увеличение бюджетных ассигнований, направленных на ежегодное повышение оплаты труда, позволит увеличить зарплату на 4,3%. Дополнительно власти акцентировали внимание на том, что сотрудники МВД также могут рассчитывать на увеличение оклада в 2020 и 2021 году. В первом случае зарплата вырастет на 3,8%, во втором — на 4%.
Однако проиндексированы будут только должностные оклады сотрудрудников МВД РФ (полиции), надбавки останутся теми же. В 2020 году ожидается увеличение в полтора раза денежного довольствия работников, которые останутся служить в ведомстве. Это касается рядовых сотрудников, а также сотрудников, занимающих средние руководящие должности. Таким образом будет сокращен разрыв между их зарплатами и зарплатами сотрудников высшего руководящего звена. С 1 октября 2019 года средняя зарплата сотрудника Министерства внутренних из расчета бюджетных ассигнований составляет не менее 39 000 рублей.
Ожидается, что в скором будущем зарплата рядовых работников правопорядка составит 96000 рублей. Такой показатель будет достигнут путем сокращения штата. Посредством разаттестации, которая проводится с 2019 года и будет проходить вплоть до 2024 года, число сотрудников МВД планируется сократить на 110000 человек. В результате разаттестации в правоохранительных органах останутся служить только высококвалифицированные работники. Также в случае, если сотрудник выйдет на пенсию, на освободившееся место не будут брать нового сотрудника, уточняет портал pronedra.ru
Тем не менее, несмотря на запланированное повышение зарплат остающимся работать в системе МВД РФ сотрудникам, профильные ответственные работники органов государственной власти Российской Федерации будут внимательно следить за ихпрофессиональным имиджем. Зарплатная реформа полиции временно улучшила ее имидж, но стандарты профессии повысить не получится, полагает социолог Арина Дмитриева.
К слову сказать, первая значимая реформа полиции 2009–2011 гг. стала ответом на множество громких должностных преступлений, произошедших в конце 2000-х. Начало возмущению положило дело майора Дениса Евсюкова, за ним последовали массовое убийство в станице Кущевской, дело приморских партизан, массовые и ставшие рутинными сообщения о пытках, увечьях и гибели задержанных в ОВД. В регионах периодически возникали стихийные протесты жителей, связанные с действиями или бездействием полиции. В этом смысле российская ситуация не отличалась от других стран, где реформы полиции тоже часто следовали за скандальными преступлениями с участием полицейских.
Разрушенная репутация и кризис управления в правоохранительных органах повлекли за собой политические решения и вылились в переименование правоохранительных органов из милиции в полицию и написание нового закона о полиции. Но новый закон не подразумевал никаких действительно серьезных организационных и кадровых нововведений.
Если говорить коротко, изменение всего нескольких вещей – увеличение присутствия полицейских «на земле», децентрализация полиции, радикальное усиление информационной инфраструктуры работы полицейских – позволило бы действительно называть реформу реформой. Фактически же единственным кардинальным изменением помимо переименования милиции в полицию стало значительное увеличение финансирования органов внутренних дел. В 2011 г. бюджетные расходы на деятельность органов внутренних дел составили 340,6 млрд руб., а в 2012 г. они выросли в 2 раза до 767 млрд руб.
Проблемы полиции попытались решить вливанием денег и увеличением зарплат. Опираясь на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, мы рассчитали, что до реформы (в 2011 г.) средний заработок полицейского не отличался от заработков не полицейских в стране (28 500 руб. в рублях 2017 года против 26 800 руб., но эта разница статистически незначима). Непосредственно после реформы последовало двукратное повышение окладов, и полицейские стали зарабатывать значительно больше. В 2012 г. их средние доходы стали на 60% превышать средние доходы по стране (46 600 руб. по сравнению с 29 200 руб. у не полицейских).
Социологи Кирилл Титаев и Екатерина Ходжаева рассказывают о непропорциональных пенсионных преимуществах силовиков на офисной работе. В теории более высокие зарплаты мотивируют сотрудников работать больше и усерднее, позволяют нанимать более способных и производительных работников, уменьшается текучесть кадров, что позволяет сократить издержки на отбор и обучение персонала. Все эти преимущества можно было бы получить, если бы наем сотрудников полиции происходил на открытом рынке. Но так не происходит.
В правоохранительные органы приходят служить либо выпускники ведомственных вузов, которые на протяжении пяти лет социализируются в той же профессиональной среде, в которой им предстоит служить, либо сразу после армии. Аттестация же, которая последовала после принятия реформы, была формальной, сокращению подверглись только и так пустующие позиции (вакансии), а возможность перейти на службу в полицию любому милиционеру тянула за собой перенос сложившихся практик и неформальных правил работы с потерпевшими и подозреваемыми.
Тем не менее пристальное внимание, которое было приковано к правоохранительным органам, и финансовые вливания, позволившие если не радикально, то в какой-то степени обновить кадровый состав, помогли в деле улучшения имиджа. Согласно опросу ВЦИОМа, показатели недоверия к полиции упали с 65% в 2012 г. до 46% в 2013 г. и достигли рекордно низкого уровня в 27% в 2017 г. Однако уже в конце 2018 г. доля граждан, не доверяющих полиции, выросла до 35%.
Доходы сотрудников полиции складываются из оклада, надбавок за условия несения службы, за звание, за выслугу лет и могут включать повышающий региональный коэффициент. Помимо этого, доходы полицейских могут быть дополнены материальной помощью и премиями. Но из всех компонентов только оклад является базовым доходом, все остальные доплаты могут быть сокращены. 2014 год ударил по правоохранителям особенно сильно, и их доходы резко просели, что заметно даже на фоне падающих доходов всего населения.
Когда деньги закончились, стало ясно, что ключевые проблемы правоохранительных органов в ходе реформы так и не были решены. Едва ли можно считать, что удалось снять проблему «палок», а целевые показатели больше не выступают в качестве основного стимула работы. Переименование должностей не привело к реальному изменению функционала людей, работающих на этих должностях. Не было предпринято никаких реальных шагов для налаживания сотрудничества с обществом и подотчетности гражданам. Не удалось повысить и стандарты профессии, а ст. 9 «Общественное доверие и поддержка граждан» закона «О полиции», которая предполагала общественную (а не уголовную) ответственность полицейских за неправомерные действия, так и осталась спящей.
В 2011 г. сырьевая рента позволила успешно реализовать социальный проект «обеспеченный полицейский», но в 2019 г., когда МВД оказалось лишь одним из множества претендентов на нефтяные доходы, единственным способом сохранить достойное довольствие полицейских станет настоящая реформа правоохранительных органов и отказ от не свойственного полиции функционала, считает газета «Ведомости».
В любом случае, в 2020 году зарплата государственных служащих, включая сотрудников МВД РФ (полиции) из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – станет значительно больше.