За последние 5 лет международные санкции против РФ стали одним из факторов, значительно влияющих на политический и экономический климат в мире. Их продление происходит ежегодно, а список постепенно, но неуклонно расширяется. Введение основной массы международных санкций против РФ связано с двумя событиями: присоединением Крыма к России (февраль-март 2014 года) и вооруженным конфликтом на Донбассе (самый крупный санкционный пакет последовал за крушением Боинга 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года).
Однако санкции вводились и до, и после этих событий: первый громкий пакет связан с «делом Магнитского» (ограничения наложены на ряд должностных лиц в 2010-2012 гг.), последние – с обвинением близких к российским властям людей и структур во вмешательстве в выборы президента США (март и сентябрь 2018 года). Несмотря на заверения российских СМИ, что Европейский Союз уже «устал» от санкций, примеры Ирана и Северной Кореи показывают: санкционные войны могут длиться десятилетиями! Если смотреть на вещи трезво, то рассматривать их как реалии 2020 и последующих годов можно уже сейчас.
Продление санкций против РФ до 2020 года
Последний виток дипломатического противостояния между Россией и США для простых россиян окончился внедрением десятков различных санкций. Среди них есть как срочные (введенные на полгода или год, в отдельных случаях – на срок до 3 лет), так и бессрочные. Первые нуждаются в периодическом продлении; вторые, собственно, нет. К бессрочным санкциям относятся ограничительные меры в отношении многих российских физических и юридических лиц. Прежде всего, это касается мер, введенных ордерами президента США.
2 августа 2017 г. Дональдом Трампом был подписан закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», одним из положений которого стал запрет на отмену или изменение американских санкций в отношении России без одобрения Конгресса. Итоги выборов в Конгресс США (2018 год) вернули контроль над парламентом демократам, намеренным продолжать политику жесткого экономического давления на РФ. Таким образом, нет никаких оснований ждать смягчения американских санкций ни в 2020 году, ни позднее.
Что касается ЕС, то санкции, введенные им, периодически продлеваются:
- ограничения против физических и юридических лиц – раз в полгода (последнее продление состоялось 15 марта 2019 г. – до 15 сентября 2019 г.);
- секторальные ограничения против российского государства и целых отраслей российской промышленности – раз в 6-7 месяцев (последнее продление – 21 декабря 2018 г. до 31 июля 2019 г.).
К санкциям Европейского союза присоединяется большинство не входящих в него европейских стран: от Норвегии и Швейцарии до Черногории и Албании.
Официальная позиция ЕС проста и многократно озвучивалась как Ангелой Меркель, так и сменявшими друг друга французскими президентами: причиной введения санкций является присоединение Россией Крыма и, что еще важнее, активное участие страны в конфликте на востоке Украины. Соответственно, главным условием частичной отмены санкций может стать полное исполнение так называемых «Минских соглашений» о внутриукраинском урегулировании, а условием полной – возвращение Крыма под украинскую юрисдикцию.
Позиция российской стороны прямо противоположная: возвращение Крыма обсуждению не подлежит, Россия не участвует в украинском конфликте, а вина за неисполнение Минских соглашений лежит на Киеве.
Смягчение европейских санкций на протяжении 2020 года теоретически возможно, поскольку важность движения в этом направлении ни одна из сторон не отрицает. Однако сам текст Минских соглашений настолько рамочен и расплывчат (в частности, он не содержит конкретных сроков и мер, которые должны предпринять стороны конфликта), что служит скорее тормозом, чем инструментом для урегулирования. Оппоненты делают из него прямо противоположные выводы, а реальный ход конфликта определяется совершенно другими обстоятельствами.
Риторика представителей Украины и России после президентских выборов на Украине, а также введение РФ упрощенной процедуры получения российского гражданства для жителей непризнанных ДНР и ЛНР делает надежду на исполнение Минских соглашений совсем призрачной. Следовательно, продление санкций на 2020 год является практически неизбежным. А помимо основных декларируемых причин, у западных санкций против РФ есть и другие – возможно, даже более важные. Вот некоторые из них (в порядке возрастания значимости):
- «Дело Скрипалей». После совместного заявления лидеров Великобритании, США, Франции и Германии, в котором они выразили уверенность в причастности России к этому инциденту, предать его забвению просто так невозможно.
- Глобальное противостояние России и США в Сирии, Ливии и Венесуэле.
- Борьба между Россией и США за европейский газовый рынок. Отдельно стоит отметить активное противодействие США строительству “Северного потока 2” при одновременном начале поставок американского сжиженного газа. Кроме того, секторальные санкции против отраслей российской промышленности больше всего коснулись именно газовых гигантов, а также передачи инвестиций и технологий на разработку новых месторождений (в том числе, шельфовых).
Последний пункт наиболее важен. С одной стороны, в современном мире набирают силу протекционистские тенденции, и санкции в этом смысле становятся просто одним из инструментов по установлению таможенных границ. С другой стороны, ЕС в санкционном вопросе достаточно прочно привязан к США.
Американское Управление по Контролю Иностранных Активов (OFAC) регулярно накладывает крупные штрафы на компании, сотрудничающие с лицами из американских санкционных списков. Это значит, что даже если Европа ослабит или снимет санкции, у европейского бизнеса останутся серьезные сдерживающие факторы для сотрудничества с Россией, пока ограничительные меры не снимут США. А США их снимать явно не намерены.
Как продление санкций отразится на экономике РФ в 2020 году?
За пять с лишним лет активных санкционных войн российская экономика в значительной мере адаптировалась к существованию в условиях частичной изоляции. Точечные санкции, направленные против крупных российских компаний, к критическим результатам не привели. Среди корпораций, попавших под ограничительные меры еще в 2014 году, можно отметить:
- крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и другие);
- ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса (Алмаз-Антей, Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация и т. д.);
- нефтегазовые гиганты (Роснефть, Транснефть, Газпром нефть).
Для всех этих корпораций санкции означают, прежде всего, невозможность привлечения дешевого и долгосрочного финансирования со стороны европейских и американских кредитных организаций. В свое время это стало серьезным ударом, но последствия его во многом преодолены, и попавшие в санкционные списки компании относительно успешно работают. Да, у них ограничены возможности для роста – но не для стабильного существования.
Более серьезные последствия имеют секторальные ограничения. Самым серьезным шагом Запада в этом направлении стал первый санкционный пакет по «делу Скрипалей», введенный в действие Соединенными Штатами 22 августа 2018 года. Он предусматривает:
- Полный запрет на поставки в РФ продукции, потенциально могущей иметь двойное назначение, т.е. использоваться в военных целях. Ограничение касается, в том числе, любых комплектующих и технологий в сфере авиации и космической отрасли.
- Практически полное прекращение экспорта американских товаров в РФ.
- Запрет на перелеты в США самолетов российских авиакомпаний.
Планируемый США полный запрет на покупку ценных бумаг российского казначейства сильно скажется на возможности получения страной внешних заимствований. Размер потерь бюджета от этой меры, по ряду оценок, может составить до 10 млрд. долларов в год.
Из европейских секторальных санкций наиболее болезненными оказались запреты на инвестиции, кредитование и поставку оборудования российским предприятиям добывающей, энергетической, транспортной и телекоммуникационной отраслей. Каждый новый санкционный пакет влечет за собой резкие колебания валютных курсов. Это тоже негативно сказывается на национальной экономике (самый яркий пример – падение акций «Русала» в цене на 40% после введения персональных санкций против Олега Дерипаски).
Точный размер потерь российской экономики от санкций определить сложно. По оценке Минэкономразвития, в 2018 г. санкции обошлись РФ в 6,3 млрд. долларов – менее 0,4% от объема ВВП. При этом, по утверждению министерства, аналитики учли ущерб не только от санкций, но и от протекционистских мер по защите своего рынка со стороны стран, официально к санкциям не присоединившихся. Впрочем, данные Минэкономразвития выглядят излишне оптимистичными. Как минимум, они не учитывают потерь роста и затрат на контрмеры по противодействию санкциям.
Будут ли введены новые санкции в 2020 году?
Санкции подобны «черному лебедю» Нассима Талеба. Не случайно этот образ, созданный всемирно известным экономистом, обрел такую популярность в последние годы. Суть «черных лебедей» в политике и экономике заключается в том, что предсказать их появление заранее практически невозможно; но при этом, появившись, они оказывают серьезное воздействие на всю картину мира.
«Дело Скрипалей» относится именно к событиям такого рода. Предугадывать их – занятие неблагодарное. Если оставаться в рамках известного и более чем допустимого по опыту последних 5 лет, то в 2019-2020 гг. с большой долей вероятности пополнятся персональные санкционные списки (российских деятелей, которым запрещен въезд в США и ЕС). Несколько менее вероятно введение в действие законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля». Этот проект, разработанный еще в 2018 году, предусматривает:
- дополнительные санкции против российских банков;
- санкции против участников российских проектов в сфере СПГ за рубежом (они затронут не только российских, но и зарубежных, в том числе европейских, участников и инвесторов);
- аналогичные меры против российских нефтяных проектов – внутри РФ и за рубежом;
- санкции против российской судостроительной отрасли (этот пункт попал в законопроект после инцидента в Керченском проливе 25 ноября 2018 г.).
Санкции, действующие на сегодняшний день, введены в общей сложности 62 странами мира.
- Персональные санкции действуют в отношении примерно 200 человек (151 в списках ЕС, 68 в списках США, 42 в списках Канады).
- Списки юридических лиц включают 38 крупных российских компаний.
- Секторальные санкции ограничивают взаимодействие инвесторов, кредиторов и партнеров с российским ВПК, энергетическим, добывающим, телекоммуникационным, транспортным и инфраструктурным секторами промышленности.
Как правительство РФ планирует противодействовать санкциям?
Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого в 2018 г. федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).
Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.
С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены еще 6 августа 2014 г., когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены еще в 2015 г.), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.
Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой 2017-2018 гг. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.
Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:
- Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились еще в 2014 г., но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
- Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2019-2020 гг. на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
- Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
- Принятие законопроекта о суверенном интернете 1 мая 2019 г. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.
Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции (июль 2017 г.) – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но тем не менее состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.
На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.
Источник: https://efin2020.com/predict/sanktsii-protiv-rf-2020/