Fan World

Сочинение для допуска на ЕГЭ школьники будут писать 4 декабря 2019 года, тематика

Дата проведения сочинения, критерии оценки

Итоговое сочинение проводится во всех школах России в один и тот же день – в первую среду декабря. В 2019 году это 4 декабря.

Сочинение оценивается по принципу «зачет – незачет». Школьники, не справившиеся с работой, имеют шанс исправить ситуацию: им дается еще 2 попытки — 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.

Работа будет проверяться в первую очередь на соответствие теме и самостоятельность написания, на грамотность и качество речи, насколько выпускник смог аргументировать свое мнение, используя прочитанную литературу, насколько логично выстроен текст.

Немаловажен и объем сочинения: незачет автоматически ставится, если в нем менее 250 слов. При этом следует помнить, что приемные комиссии вузов не рассматривают работы, в которых менее 350 слов. Абитуриент за качественно написанное сочинение может получить дополнительные 10 баллов к результату ЕГЭ.

Тематика сочинения 2019-2020 учебного года

Выпускникам в текущем сезоне предложат поразмышлять над такими проблемами:

  • «Война и мир»;
  • «Добро и зло»;
  • «Гордость и смирение»;
  • «Надежда и отчаяние»;
  • «Он и она».

Конкретные темы при этом станут известны только в день написания сочинения – за 15 минут до начала испытания. На работу отводится 3 часа 55 минут.

6 новостей про итоговое сочинение в этом году (и все хорошие!)

Через месяц стартует ЕГЭ-гейт 2020 года — все выпускники напишут итоговое сочинение (или изложение) и получат допуск к основным экзаменам. Наш постоянный ЕГЭ-блогер Михаил Ланцман подготовил для всех старшеклассников пост с позитивными новостями об итоговом сочинении учебного года 2019/2020.

1. До итогового сочинения — четыре недели

До экзамена осталось меньше месяца. Это вы, конечно, и без меня знаете, но всё же давайте кратко пройдёмся по основной информации об итоговом сочинении-2019. Повторение — мать учения.

  • До 20 ноября 2019 надо успеть написать заявление на участие в итоговом сочинении. Московские школьники могут регистрироваться онлайн.
  • 4 декабря 2019 года в 10:00 состоится экзамен. Его продолжительность — 3 часа 55 минут.
  • До 20 декабря 2019 года в личных кабинетах должны появиться результаты экзамена. Посмотреть их можно на ege.edu.ru, москвичи смотрят на портале mos.ru или на госуслугах.
  • Переписать его можно два раза: 6 февраля и 8 мая 2020 года.

Итоговое сочинение — промежуточный экзамен, являющийся допуском к ЕГЭ. Его пишут обычно в своей школе, проверяют и следят за соблюдением порядка тоже свои учителя. Оценивание происходит по системе «зачёт-незачёт», критерии довольно лояльные. Апелляция результатов не предусмотрена.

Художественными текстами пользоваться на экзамене нельзя, орфографические словари можно использовать только те, что предоставила экзаменационная комиссия.

Если на экзамене не хватило места в бланке ответов, то у организаторов можно попросить дополнительный.

Срок действия результатов итогового сочинения:

  • как допуск к ГИА — бессрочно,
  • при подаче документов в вуз — четыре года (как и результаты ЕГЭ).

Досрочно написать итоговое сочинение в 10-м классе нельзя. Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.

2. Все напишут сочинение успешно

Ежегодно незачёт на итоговом сочинении получают по статистике примерно 0,3% участников. Например, в 2015 году так и не смогли получить зачёт 0,36% выпускников, в 2016 году — 0,37%, в 2017 году — на пересдачу в декабре было отправлено лишь 2% выпускников. За 2018 и 2019 год статистику в открытых источниках, к сожалению, не нашёл.

Как видите, шансы не сдать экзамен с трёх попыток близки к нулю. Не надо быть ясновидящим, чтобы предсказать удачный финал первого экзамена для всех участников.

3. Основные направления тем уже известны

Министр просвещения Ольга Васильева давно объявила пять тем этого года, ФИПИ разместил их на своём официальном сайте.

Темы итоговых сочинений 2019 года:

1. «Война и мир» (к 150-летию романа-эпопеи Л. Н. Толстого),

2. «Надежда и отчаяние»,

3. «Добро и зло»,

4. «Гордость и смирение»,

5. «Он и она».

Возможно, публикация тем до сочинения произошла в последний раз. На днях министр просвещения Ольга Васильева заявила, что со следующего года темы сочинений не будут публиковаться заранее: «И я думаю, что вместе с Рособрнадзором мы изменим в ближайшее время порядок объявления тем итогового сочинения. Потому что мы объявляем традиционно, объявляем блоки, их пять. Дальше получаете вы, получаем мы, получают все остальные огромное количество сочинений, взятых из интернетного массива… эти сочинения, которые народ берёт честно из интернета и так же честно нам сдаёт». Так что выпускникам текущего года повезло, что они могут готовиться по уже известным темам!

4. ФИПИ опубликовал много материалов для подготовки

На сайте ФИПИ можно найти сразу несколько полезных ссылок, которые помогут написать зачётное итоговое сочинение. ФИПИ опубликовал краткие комментарии по каждой из 5 тем:

  • 1-я тема: «Война и мир» (к 150-летию великой книги). «Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощённый в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий „война“ и „мир“ и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях».
  • 2-я тема: «Надежда и отчаяние». «В широком мировоззренческом аспекте понятия „надежда“ и „отчаяние“ могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы».
  • 3-я тема: «Добро и зло». «Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит своё отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления».
  • 4-я тема: «Гордость и смирение». «Данное направление предполагает осмысление понятий „гордость“ и „смирение“ в философском, историческом и нравственном аспекте с учётом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие „гордость“ может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие „смирение“ — как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения».
  • 5-я тема: «Он и она». «Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребёнком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых „он“ и „она“».

Это своеобразные рекомендации-подсказки, помогающие понять, в какой логике необходимо выстраивать сочинение, чтобы оно понравилось проверяющим экспертам. Собственное мнение — это, конечно, хорошо, но не секрет, что сочинения на экзаменах тяготеют к шаблонности. Вернее, не сочинения тяготеют, а критерии оценивания вынуждают выпускников следовать тем или иным стандартам для получения наибольшего количества баллов.

Что ещё опубликовал ФИПИ для участников итогового сочинения?

  • Ответ на любой вопрос про итоговое сочинение (изложение) в этом году вы найдёте в «Методических рекомендациях ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году».
  • Советую также прочитать «Методические рекомендации ФИПИ по подготовке к итоговому сочинению».

5. Рособрнадзор опубликовал видеоконсультации об итоговом сочинении-2019

На днях Рособрнадзор опубликовал видеоролики, посвящённые итоговому сочинению. Очень советую их посмотреть: море полезной информации.

Видеоконсультация для школьников:

Видеоконсультация для учителей-предметников:

6. Некоторые вузы прибавляют баллы за итоговое сочинение

Вузов, учитывающих результаты итогового сочинения в качестве индивидуальных достижений абитуриента, немного, зато в списке есть топовые университеты.

10 вузов, где в 2020 году можно рассчитывать на бонусные баллы:

1. НИУ ВШЭ — до 5 баллов;

2. МГУ им. М. В. Ломоносова — до 2 баллов;

3. НИЯУ МИФИ — до 2 баллов;

4. РГГУ — 1 балл;

5. Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) — 2 балла;

6. Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;

7. Смольный институт Российской академии образования — 1 балл;

8. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» — 1 балл;

9. Санкт-Петербургская православная духовная академия — до 5 баллов;

10. Международный банковский институт — 2 балла.

Важно! Обязательно прочитайте критерии оценивания итогового сочинения (если они имеются) в каждом вузе до экзамена, чтобы не просто получить допуск к ЕГЭ, но и по возможности набрать максимум баллов при перепроверке сочинения в вузе.

Желаю всем удачи