Прогнозы экономистов относительно перспектив автомобильного рынка в России в 2020 году мало утешительны. На фоне стремительно дорожающего бензина и закрытия программ господдержки новый автомобиль даже при текущих ценах снова становится предметом роскоши.
Большинство производителей уже подняли цены на свою продукцию в 2020 году, возможен, при некоторых обстоятельствах, и дальнейший рост. Повышение цен на автомобили в России в 2020 году — последние новости о том, что происходит на автомобильном рынке, будут ли дорожать автомашины и дальше.
Насколько уже повысились цены на автомобили в России в 2020 году
В апреле в России достаточно значительно вырос так называемый утилизационный сбор на новые автомобили. В свое время этот сбор заменил собой высокие пошлины на импортные автомобили, которые пришлось снижать при вступлении России в ВТО.
Утилизационный сбор налагается не только на импортные автомобили, но и на те, что производятся на территории России, однако местным производителям этот сбор компенсируется затем в виде госсубсидий на ту же сумму.
Как бы то ни было, но сам факт того, что утилизационный сбор обязателен к уплате для всех, позволяет российским автозаводам спекулировать на этой теме и учитывать сбор в цене своих авто. В конце концов, компенсация от государства последует потом, а уплачивать сбор нужно прямо сейчас.
Еще одна причина для роста цен — апрельская девальвация рубля, в результате которой курс доллара в стране вырос с 57-58 рублей до 62 рублей. Рубль обесценился на 7-8%, и в силу общей инфляции, а также затрат на импортные комплектующие и сырье подорожали в том числе те автомобили, что производятся в нашей стране.
В итоге в мае этого года в среднем на 2% подорожала вся линейка продукции АвтоВАЗа.
Теперь даже самая дешевая версия Лада Гранта с некрашеными бамперами обойдется покупателю практически в 410 000 рублей. Цена на Весту начинается от 584 900 рублей.
Самой дорогой моделью Лада теперь является кросс-версия универсала Веста — 891.900 рублей.
Подорожали в 2020 году пять моделей от Nissan. Так, Nissan Almera становится дороже на 10-11 тысяч и стоит теперь от 655.000 рублей.
Nissan Terrano стал дороже на 30-35 тысяч и теперь его цена начинается от 980.000 рублей. Сильнее всего подорожал Nissan Juke — сразу на 75 тысяч рублей, теперь его начальная цена — от 1.194.000 рублей.
Ford Focus превзошел рубеж в один миллион для всех версий, за исключением Ambiente с 85-сильным двигателем, который стоит 865.000 рублей. Около миллиона стоят теперь даже базовые модификации Skoda Octavia.
Renault Logan в 2020 году подорожал на 50 тысяч, теперь даже самые простые версии этой модели начинаются практически от 700.000 рублей.
Прекращение программ господдержки в 2020 году — что будет с авторынком
Формально в январе-апреле 2020 года российский автомобильный рынок вырос на 20 процентов в сравнении с прошлым годом.
Однако эта цифра достаточно лукавая и не говорит о хороших перспективах всего года. Во-первых, в начале 2017 года продажи автомобилей шли довольно плохо, и рост начала этого года во многом связан с эффектом низкой базы.
Во-вторых, именно в первые четыре месяца 2020 года в России продолжали действовать программы господдержки, запущенные в 2020 году.
Программы “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль” позволяли россиянам, попадающим под их условия, приобретать новые бюджетные автомобили российского производства со скидкой в 10 процентов по льготному тарифу автокредитования. К середине мая годовой бюджет этих программ был исчерпан, и на сегодня они больше не актуальны.
На фоне прекращения программ государственной поддержки, а также резко подорожавшего бензина (который пока продолжает расти в цене) перспективы автомобильного рынка в России в 2020 году выглядят совсем не радужно.
Если говорить о том, как влияли программы господдержки на рынок, то можно обратиться к следующей статистике. Всего за четыре первых месяца этого года в России было продано 545.000 легковых автомобилей и машин, относящихся к числу легких коммерческих. Из них чуть более 100.000 штук было реализована в рамках программ господдержки.
86.000 — по программа “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль”, а еще 20.000 — по программам льготного лизинга для бизнеса.
Таким образом, с господдержкой продавался каждый пятый автомобиль.
С прекращением программ государственной поддержки и с учетом того, что реальные доходы россиян совсем не растут, рынок едва ли будет расти в тех темпах, которые предсказывались до начала года.
В данный момент наиболее реальный сценарий поведения многих россиян — это либо приобретение подержанного автомобиля, либо откладывание на неопределенное время замены старого семейного авто. И без того немалый средний возраст автомобиля на дорогах страны лишь продолжит расти.
Будут ли дополнительно повышаться цены на новые автомобили в России в 2020 году
В мае уходящий с поста президента АвтоВАЗа француз Николя Мор (с 1 июня этот пост занял его соотечественник Ив Каракатзанис) общался с журналистами о перспективах ценовой политики лидера российского автопрома.
По словам Мора, в данный момент все зависит от того, как поведет себя рубль, насколько он будет устойчивой валютой в 2020 году.
Уходящий президент АвтоВАЗ не скрывал, что майское повышение цен на автомобили производителя было связано в том числе с динамикой курса рубля. И если в 2020 году рубль сохранит стабильность, стабильными будут и цены на новые автомобили Лада.
Если же рубль снова просядет, автопроизводителю придется снова переписывать ценники.
Как отмечают экономисты, ждать снижения стоимости автомобилей в 2020 году точно не стоит. Даже по оптимистичному сценарию стоимость новых авто до конца года останется той же, что сегодня.
Вероятнее всего, определенный спрос на рынке в любом случае сохранится, и производителям едва ли придется снижать цены, реагируя на катастрофическое снижение. А вот вырасти цены вполне могут, если курс доллара достигнет новых вершин.
Факторы, которые оказывают влияние на цены на автомобили
Чтобы понять, чего ожидать от ценовой политики, распространяющейся на авторынок России, следует рассмотреть ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на цены на автомобили. К ним относятся:
Экономическая обстановка в стране. Если она ухудшается, соответственно, платежеспособность населения снижается, в результате чего падает спрос на автомобили. А автодилеры снижают цены, чтобы привлечь покупателей среднего класса и сделать авто более доступными для простых граждан. В России в 2020-ом году значительного ухудшения состояния экономики не ожидается.
Особенности финансово-кредитной системы Российской Федерации. Сюда относятся размеры ключевой ставки, стандартные доступные простому населению государства условия кредитования, заинтересованность банков в выдаче кредитов. Чем доступнее автокредиты, тем выше покупная способность людей, тем больше спрос. А высокий спрос позволяет автодилерам не снижать цены на востребованные автомобили.
Государственное регулирование. Это предоставляемые российскому населению дотации, действующие целевые программы, субсидии, налоговые послабления, квоты и тому подобное. Такие способы гос. регулирования могут как косвенно, так и прямо влиять на автопром.
Конкурентная среда. Чем на рынке больше имеется предложений, тем цены на автомобили ниже. Продавцы вынуждены вести борьбу за потенциальных покупателей, и основными способами привлечения клиентов являются выгодные условия рассрочки или кредитов, скидки, сезонные или круглогодичные акции. Российский рынок сейчас радует широким ассортиментом, и благодаря значительному количеству предложений покупателям есть, из чего выбирать, причём доступны варианты разных ценовых категорий.
Возможности и потребности потребителей. Покупательная способность населения России за последние несколько лет существенно повысилась, и её снижение не прогнозируется экспертами.
Ценовая политика, определяемая мировыми и отечественными автодилерами. Цены на автомобили устанавливают, прежде всего, их производители, беря во внимание все выше перечисленные факторы, а также характеристики конкретных машин и их моделей: комплектацию, дизайн, возможности и так далее.
Повышение цен на автомобили в 2020 году
Будет ли повышение цен на автомобили? Как считают российские эксперты, рост цен возможен, и обусловливаться он будет повышением ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на 2%. Хотя увеличение не столь значительно, но оплачивать сумму налога за счёт собственной прибыли автодилеры, являющиеся участниками авторынка РФ, вряд ли захотят и посчитают нужным. Оплата НДС, как обычно, ляжет на плечи покупателей. Причём прогнозируется повышение цен более чем на 2%. Это объясняется тем, что автомобилестроение считается сложным и многоэтапным процессом: на каждом шаге производства уплачивается тот самый НДС, что увеличивает себестоимость автомобилей.
Пик возрастания цен ожидается как раз в 2020 году, и этому есть объяснение: автопроизводители к этому времени распродадут остатки товаров 2018 года, которые были произведены с использованием комплектующих и деталей, закупленных по старым прейскурантам. Кроме того, автодилеры всегда стремятся увеличивать маржу – реальную разницу между себестоимостью и конечной ценой. И итоговые ценники для покупателей могут возрасти на 6-7%. Эксперты утверждают, что из-за увеличения НДС будут увеличиваться цены на китайские автомобили, отечественные, германские и прочие, независимо от страны производства.
Ещё одной составляющей механизма ценообразования является колебание курса российской валюты – рубля. И практика показывает, что если валюта нестабильна и тем более ослаблена, это неизбежно влечёт за собой рост прайсов на авто в специализированных салонах. Подобная ситуация произошла несколько лет назад – в 2015-ом году. Но руководители многих автомобильных компаний сходятся во мнении, что если стоимость евро не превысит 75 рублей, то цены не будут повышаться более чем на 5-7%.
О неизбежном росте цен в России и иных странах сообщал Маркус Озегович, являющийся главой «Volkswagen Group Rus». Он утверждает, что ценовая политика российского рынка более мягкая и лояльная к покупателям, нежели в прочих европейских государствах: в нашей стране цены на автомобили несколько ниже. Так что возможности роста существуют, и он прогнозируется. Кроме того, руководитель крупной компании заявил, что возрастание стоимости также объясняется неуклонным ростом курса доллара, который влияет на затраты при производстве.
Для справки! В первом квартале наступившего 2019-го года уже наблюдалось увеличение цен на 5%. Но не все автодилеры столь значительно увеличили ценники: невысоким повышением в среднем на 1,6-1,9% могут похвастаться российский «УАЗ», «Chevrolet» и «Haval».
Что будет сдерживать рост цен?
Главной причиной сдерживания цен на автомобили многими производителями является снижение спроса на продукцию. Инфляция в России пока опережает увеличение средних размеров зарплат, из-за чего для многих граждан приобретение личного автомобиля по-прежнему остаётся непозволительной роскошью. И хотя, согласно статистике, наблюдается рост продаж, но во многом он обусловлен задействованием бюджетного сегмента. И поэтому многие аналитики считают, что с целью борьбы за клиентов большинство производителей будет удерживать подорожание авто эконом-класса в пределах 1-2%.
Сами автодилеры подтверждают, что однозначно не планируют на 2020 год резкого повышения цен, ведь в таком случае и без того не самый активный спрос может упасть ещё сильнее. Увеличение будет постепенным. И все крупные бренды предпочтут выжидательную тактику в первом квартале 2020-го, наблюдая за своими конкурентами и анализируя покупательную способность россиян. Если цены возрастут одномоментно на 8-10%, то и спрос резко упадёт, что для автодилеров невыгодно.
Надежда на сохранение прежних цен на автомобили остаётся и благодаря тому, что ключевая ставка стабильна, и действуют благоприятные меры государственной поддержки. Активные программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» отменяться не будут: они продлеваются до 2020-го года. Кроме того, на льготное выгодное автокредитование из государственного бюджета выделяется три миллиарда рублей. И на уплату первоначального взноса покупатели будут получать скидку, составляющую 10% от стоимости машины.
Что служит причиной повышения цен
Крупные производители автомобильной продукции уже сделали прогноз на будущий год, и озвучили главную причину повышенного ценообразования на авторынках России – увеличенная ставка НДС, которая возрастет на 2%. И как показывает ежегодная статистика, вряд ли эту разницу оплатят участники авторынка в ущерб своей прибыли. Аналитики, в свою очередь, предупреждают, что увеличение НДС повлияет на стоимость авто, которая возрастет на 6-7%, и эти изменения произойдут именно в 2020 году. С приходом нового года будут меняться и цены, по причине продажи годовых запасов товаров, приобретением комплектующих в 2018 году по старой стоимости и закупке аналогичной продукции по новой.
Повышение более чем на 2% объясняется многоэтапным изготовлением автомобильной продукции, что связано с закупкой сырья и комплектующих в больших количествах. Каждый этап производства подразумевает уплату налога, что является многократным действием для производителя. Именно поэтому, разница в более чем 2% будет учтена в стоимость автомобилей для конечного потребителя. Также по результатам исследования и аналитики, и эксперты прогнозируют изменения цен по причине увеличения НДС не только на отечественные автомобили, но и на зарубежную продукцию.
Колебание курса валют, а особенно российского рубля, влияет на механизм ценообразования, его нельзя не учитывать. Если сравнить предыдущие периоды, то увидим, что любой рост цен в автосалонах несомненно связан с ослаблением национальной валюты. Хороший пример можно посмотреть за 2015 год. Но, как уверяют владельцы автокомпаний, если рубль не подорожает выше 75 рублей за один евро, то и повышение цен будет не более 5-7%. То есть, получается, если даже рубль будет прежним и стабильным в итоговом году, увеличению стоимости все равно быть.
К такому заключению пришел и глава корпорации Volkswagen Group Rus. Оценка цен Маркусом Озеговичем на российском авторынке ниже, если сравнивать с европейским. Разница должна быть, но в «разумных пределах», поэтому платить за автомобили россияне будут больше. Также было отмечено, что рост доллара, даже в умедленном темпе, влияет на увеличение стоимости производства. В период первого квартала средняя стоимость цены на автомобиль в салонах увеличилась на 5 процентов. Меньше «поправился» ценник марок Haval, Chevrolet и отечественного УАЗа – всего на 1,6-1,9%.
Что же удерживает цену на месте?
Каждый крупный производитель, чтобы не допустить снижение спроса на свой товар, всеми силами старается удержать стабильность цен на рынке.
Отталкиваясь от экономической ситуации, мы видим негативные результаты инфляции, которая опережает рост заработной платы для работников. По этой причине покупка автомобиля для семьи – большая роскошь.
Также в счет берется конкуренции между брендами за платежеспособное население.
Даже если в статистике показывается рост продаж, чаще всего семьи выбирают бюджетный вариант. И, чтобы не упустить хотя бы этот процент клиентов, производители намерено удержат увеличение стоимости бюджетных авто в пределах 1-2%, но это только слова аналитиков, основное дело за производителями.
Со стороны автодилеров прозвучало уверенное заявление об отсутствии резкого повышения стоимости в 2020 году, так как это кардинально повлияет на спрос, и привлечет больше внимания покупателей на сторону конкурентов. Повышение сначала будет небольшим, а после – постепенным. Аналитики полностью согласны с мнением дилеров – спрос значительно уменьшится при смене цифр на ценнике в большую сторону. Бренды автопрома, скорее всего, будут брать пример с конкурентов и параллельно наблюдать за происходящим (анализировать рынок), давая возможность клиентам привыкнуть к новым «правилам».
Можно, конечно, надеяться, что цены останутся на прежнем уровне, учитывая:
Стабильность основной ставки;
Поддержку со стороны государства.
Проекты, запущенные ранее, будут действовать и в 2020 году. Покупатель может обзавестись своим первым автомобилем или для семьи. Государство на данные программы льготного кредитования выделит 3 млн рублей. Покупая автомобиль, клиент получает десятипроцентную скидку на уплату аванса, зависящего от стоимости автомобиля. С помощью льготной программы в 2018 году было продано свыше 130 тысяч новых машин.
Что сулят нам эксперты и производители?
Независимыми агентствами были проведены некоторые исследования, которые доказывают увеличение цен уже в начале 2020 года на 4%. Второе повышение придется на летний период, когда спрос будет немного повышаться после недолгого привыкания потребителей к ценникам. Что составит примерно 4%. Далее ситуация более-менее стабилизируется, но с повышением одного процента в месяц все-таки придется смириться. Конец года – снижение спроса предвещает обвал скидок и акций, тогда автомобиль может подешеветь на целых 3-4%.
Руководители зарубежного автопрома согласны с аналитиками и утверждают, что увеличения цен не избежать. Некоторые делают прогнозы, даже при стабильном курсе рубля, что цена возрастет не менее чем на 10%.
Какие прогнозы делают производители и эксперты?
Цены на машины в 2020, как считают сотрудники независимого агентства «РейтингсЛаб.ру», будут возрастать примерно на 4% уже с января 2020-го года. А вторая волна повышения предположительно наступит перед летним сезоном. И это прибавит к средним ценам ещё около 4%. Далее тенденции роста будут сохраняться, и шаг составит приблизительно по 1% в месяц. Но к концу года, как обычно, спрос понижается, и цены снижаются из-за акций и скидок на 3-4%.
Повышение цен неизбежно, по мнению главы автокомпании «Шкода» Яна Прохазка. Он заявляет, что позволяющие удерживать скачки цен ресурсы давно исчерпаны. Схожую точку зрения высказывает и Евгений Вальтер – руководитель консалтинговой компании фирмы «Вальтер Констракшн». Он заявляет, что если курс рубля будет стабильным, то подорожание автотранспорта составит не меньше 10%.
Это были прогнозы цен автомобилей на 2020 год. Подорожание ожидается, но незначительное.