Внешнеэкономическая политика России до 2020 года, цели и принципы

В октябре 2008 г. Правительство Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и ведомств, а также бизнеса. В Стратегии впервые за последние годы зафиксированы отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

К работе над проектом Внешнеэкономической стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном этапе были привлечены крупные научные институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.

В рамках подготовки проекта документа впервые в современной практике состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Минэкономразвития России и Коллегии МИД России по данному вопросу (13 октября 2008 г.) при участии Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Аппарата Правительства Российской Федерации.

Необходимость разработки этого документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса России, так и тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития.

Долговременной целью внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих мировых экономических держав XXI века. В этой связи Внешнеэкономическая стратегия  базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6  «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления и  географическая диверсификация внешнеэкономических связей России.

Усиление мирового соперничества и отрицательное влияние санкций — главные причины, которые определят политику РФ во внешней экономике до наступления нового года. Уже ясно, что имеющийся стратегический план, основанный главным образом на продаже нефти и газа, может не сработать. Он не будет содействовать укреплению России на международной арене. Не создавая благоприятные условия для внедрения отечественных компаний с новейшей продукцией в зарубежные рынки, внешнеполитическая деятельность страны приближена к краху, и в этом мнения экспертов едины.

Цели и принципы внешнеэкономической политики

конкурентоспособности отечественного производителя и рациональность в трудовом перераспределении — самые важные средства возникновения условий к лидерству в глобальной экономике. С целью достижения обозначенных целей, правительство планирует следующие инструменты и способы:

  • Трансформация рисков с помощью становления иных экспортных направлений;
  • Повышение объема поставок газа и нефти в другие страны, прямое участие в создании мировой инфраструктуры, в разработке законов, необходимых для функционирования международных рынков;
  • Воплощение действующих конкурентных предпочтений в области переработки энергоресурсов, транспортной логистики и в сельском хозяйстве;
  • стимулирование предприятий сельского хозяйства с целью ослабления импортной зависимости и другое.

Планируется, что, если запланированные меры успешно реализовать, то к будущему году доля России на мировой экономической арене подрастет до 4,3%, объемы экспорта машиностроения вырастут в 6 раз, транспортировки – в 4 раза, инновационной продукции – как минимум на 5%. Таким образом, размер экспортных продаж превысит 900 млрд. рублей, однако, учитывая тот факт, что данные цифры закладывали с расчетом стоимости нефти — 80 долларов за баррель, становится ясно – к будущему году этих результатов будет добиться сложно.

Самые важные подходы в экономической стратегии России на внешнем рынке до 2020 года были сформированы с расчетом целевых показателей и действующих главных внутриполитических направлений. Прежде всего, необходимо добиться обеспечения реализации интересов страны, оказания всесторонней поддержки экспорту и увеличения размера иностранных капиталовложений в отечественные компании.

Читайте еще:  Новый 2020 год на Домбае

Серьезную роль во внешнеэкономической деятельности играет трансформация отношений, которая приведет к освоению новых ниш и к закреплению действующей позиции России на рынках традиционных стран. Также к созданию стратегического плана правительство будет привлекать бизнес-сообщество, которое регулярно сталкивается с проблемами в своей коммерческой работе.

Главные направления внешнеэкономической политики

Выделим несколько самых важных направлений, определенных Российской Федерацией во внешнеэкономической деятельности до будущего года. Во-первых, это борьба за лидерство на международном рынке российской инновационной продукции. С целью достижения цели окажут всестороннюю поддержку предприятиям, специализирующимся на услугах и продажах в образовании, авиатехнике, судостроении. При этом больше внимания будет уделено технологиям ядерной физики, производству космических кораблей и компьютерному программному обеспечению. По планам правительство окажет всяческую помощь и будет содействовать в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских изысканий, в создании современной инфраструктуры сферы услуг, необходимой для реализации продукции за рубежом. Также в обозначенные сроки успешно завершать обновление сферы туризма, что поспособствует более четкому позиционированию России в этой сфере международного рынка.

Другой многообещающий курс развития внешнеэкономической деятельности — это полная поддержка экспорта с целью завоевания мировой конкурентоспособности для сферы услуг и перерабатывающей промышленности. Так, для свершения этих целей будут:

  • проведены работы по созданию производства с законченным циклом для того, чтобы конечный продукт изготовлялся на территории России;
  • приняты меры для привлечения иностранных инвесторов и технологий с целью подъема конкурентоспособности и обновления сферы переработки;
  • создаваться условия, необходимые для поддержания экспорта и устранения препонов для завоевания российскими товарами внешних рынков и другое.

Еще важное направление – интеграция России в международную транспортную инфраструктуру и реализация транзитного потенциала, что приведет к увеличению доходов госказны. Транспортные пути России не в полной мере привлекательны и конкурентноспособны, но с учетом месторасположения страны и ее размеров, возможно добиться значительной переориентации коридоров между старым светом и Азией, предложив удобные и неопасные транзитные пути. В частности, предстоит обеспечить точное вхождение в транспортные системы других стран, образовать общую транспортную инфраструктуру с близлежащими странами и притягивать заинтересованные компании к подписанию международных договоров о взаимодействии.

Читайте еще:  Саммит ШОС и БРИКС в 2020 году в Челябинске

Несмотря на тяжелую обстановку на рынке энергоресурсов, правительство будет придерживаться ранее принятых мер, и добиваться укрепления позиции России в решении вопросов по обеспечению энергобезопасности в мировом масштабе. С этой целью предстоит трансформация экспортной деятельности, расширение размеров поставок и принятие других мер, необходимых для достижения поставленных целей.

Оцените статью