В июле 2019 года в онлайн-СМИ прошла информация о запланированных в 2020 году сокращениях среди работников вневедомственной охраны. Наряду с этим говорилось также о планируемой смене названия на «Роту обеспечения охраны» и передаче в подчинение ОМОН. Главной задачей, поставленной перед ротой, будет патрулирование маршрутов в круглосуточном режиме. А вот ранее возложенные на них обязанности по охране объектов, зданий и сооружений передадут комендантским частям МВД.
Выводы журналистов и опровержения Росгвардии
В качестве источников авторы ссылались на информацию некоего закрытого совещания, проведенного при Совбезе РФ. В опубликованных материалах также содержались указания на действующие управления, филиалы и даже отделы вневедомственной охраны, существование которых будет прекращено в 2020 году.
Спустя несколько дней вышло официальное опровержение от пресс-службы Росгвардии о распространившихся новостях, взбудораживших всю общественность. На официальном сайте было размещено обращение, говорившее о недостоверности всех данных, отраженных в публикации. На сегодняшний день не планируется никаких кардинальных изменений, например, таких:
- Расформирование вневедомственной охраны;
- Сокращение сотрудников вневедомственной охраны;
- По перераспределению полномочий;
- И других подобных мероприятий.
Пресс-служба Росгвардии утверждает, что на ведомственных собраниях такого рода вопросы не поднимались, а авторы резонансного материала вводят граждан в заблуждение.
Изменениям быть!
Несмотря на то, что имеющиеся выводы журналистов не нашли официального подтверждения, столкнуться с переменами нам все же придется. О них говорится в утвержденной Концепции развития вневедомственной охраны, реализация которой рассчитана на 2018-2021 года и далее. Документ рассказывает о необходимости оптимизации управления ВО в 2020-2021 годах для чего необходимо территориально распределить централизованную систему наблюдения. В свою очередь, такие изменения дадут возможность моментального реагирования на каждый поступающий тревожный сигнал именно на уровне района.
В полной мере реорганизацию вневедомственной охраны исключить нельзя, поскольку реформы в этом направлении проводились уже не раз, а вышеупомянутая Концепция содержит в себе описания реализации множества мероприятий до 2021 года, а с учетом описанных перспектив вплоть до 2025 года. Среди них обозначены следующие:
- подготовка проекта изменений в закон «О войсках национальной гвардии», касаемо разделов о делегировании Правительству РФ полномочий по определению объектов, которые находятся под охраной национальной гвардии;
- разработка законопроекта «Об охранной деятельности в РФ»;
- усовершенствование уже имеющихся требований, предъявляемых к антитеррористической защите объектов, находящихся под охраной.
Опыт прошлых лет
Ни для кого не секрет, что охранное подразделение уже не раз подвергалось реформам. Предыдущие изменения касались структуры и численности служащих, на основании возлагаемых обязанностей и численности охраняемых объектов. Именно поэтому полностью исключить упомянутую реорганизацию невозможно, ведь на это влияет и печальное состояние экономики страны. Финансирование данного отделения осуществляется полностью из бюджета, а, как следствие, правительство не упустит возможности уменьшения такой статьи расходов, и, по мнению экспертов, определенное сокращение в рядах ВО будет весомым шагом по оптимизации федеральных расходов.
Аналитики же, учитывая всю специфику вневедомственной охраны, ее главные задачи и количество объектов, находящихся под охраной, описывают наиболее возможные негативные последствия в результате таких кардинальных и необдуманных изменений. К примеру, предприятия и ведомства будут вынуждены прибегнуть к услугам частных охранных фирм. Но будет ли от такого сотрудничества какая-то финансовая выгода? Это очень сомнительно, поскольку частные компании устанавливают цены на свои услуги значительно выше государственных структур.
В 2012 году состоялась последняя из масштабных реорганизаций вневедомственной охраны. Она коснулась и специфики, и структуры всего подразделения. В результате чего почти сорок тысяч служащих попали под сокращение. Но на этом процесс не остановился.
В 2017 – 2018 годах изменения продолжились:
- примерно 3 тысячи человек потеряли работу;
- для сотрудников были введены совершенно новые бронежилеты и шлемы;
- на вооружение поступили особые комплексы по обнаружению и обезвреживанию взрывчатки.
Увеличение окладов сотрудников ВО и передача части объектов
В 2020 предусмотрено проведение индексации заработной платы для всех служащих вневедомственной охраны. Начать планируется осенью 2019 года, и проводиться будет ежегодно. Индексация будет полностью соответствовать официальному по стране уровню инфляции. Соответственно, уже в этом году оклады сотрудников вырастут примерно на 4-4,5%. В 2020 году увеличение прогнозируется на примерно аналогичную сумму.
Заработная плата государственных служащих ВО складывается из различных показателей и зависит от должности и звания, стажа работы и положенных льгот, а в районах, с особыми условиями работы и жизни, применяется региональный коэффициент. Стоит отметить, что работающие на охране важнейших учреждений в России имеют значительно большие оклады. Основная масса таких объектов расположена в Москве и Санкт-Петербурге.
Но такие перемены произойдут за счет экономии средств государственного бюджета, путем передачи части государственных учреждений культуры и науки коммерческим структурам. Этот процесс начат уже в текущем 2019 году, и в следующем он продолжится. Предварительно имеется информация об исключении из перечня следующих объектов:
- научные и публичные библиотеки;
- музеи;
- плотины и другие гидротехнические сооружения;
- государственные архивы;
- недвижимость, принадлежащая Центральному банку РФ.
Однако финансисты затрудняются в оценке предполагаемой экономии. Поскольку результатом таких изменений будет не только экономия бюджетных средств государства, но и увеличение их расходной части.
Вневедомственная охрана в России представляет собой особое военизированное подразделение, охраняющее режимные и наиболее важные объекты в стране, способствующее поддержанию общественного порядка, препятствующее административным правонарушениям и преступлениям, а также занимающееся защитой имущества юридических и физических лиц на договорной основе.
Это структура полицейского типа во многом по своим правам и обязанностям приравнена к службам МВД, а создана и финансируема она, в основном, государством.
Название «вневедомственная» зиждется на основных принципах работы подразделения: его сотрудники охраняют объекты, но при этом не состоят в штате той организации или учреждения, которым эти объекты принадлежат. Но, и к частным охранным структурам она никакого отношения не имеет.
ОВО вчера и сегодня
О том, что некоторые запасы сырья и продукции, промышленные объекты нуждаются в усиленной профессиональной охране, задумались почти сразу после революции: 3 марта 1920 года были созданы, так называемые, отделения промышленной милиции.
Четыре года спустя на их базе была организована ведомственная милиция, в задачи которой входила охрана госпредприятий и учреждений, правопорядка на территориях важных объектов. Финансировали при этом отряды собственники объектов, на которых они работали.
29 октября 1952 года считается днем рождения профессии работника вневедомственной охраны, так как именно тогда был утвержден приказ о формировании Вневедомственной наружной сторожевой охраны при МВД. Почти перед самым распадом СССР в этой структуре трудилось около миллиона человек, основную массу которых составляли представители профессии «сторож», а охраняли они более миллиона помещений на шестистах тысячах объектов.
После обретения РФ независимости, вневедомственная охрана осталась работать в рамках уже новой страны, и до 2005 года она находилась в подчинении ВОХР. Численность службы сократилась, что естественно, как и количество обслуживаемых объектов – и то, и другое едва превышало четыреста тысяч.
В 2005 году сервис реорганизовали, при МВД создали Департамент госзащиты имущества и перепоручили заботы о Вневедомственной охране ему. Было образовано унитарное спецпредприятие ФГУП «Охрана» при МВД, занимающееся проектированием, монтажом, подключением и обслуживанием охранных систем, а также обеспечивающее контроль доступа на вверенные объекты. В структуре были как представители сторожевой профессии, так и военизированные подразделения, а также техники.
С той поры ОВО перестало физически присутствовать на объектах охраны, работая лишь с мониторингом показателей средств охраны и реагируя на случаи тревоги.
В 2016 году все, касающееся вневедомственной охраны, было передано в Росгвардию, в том числе и ФГУП «Охрана».
Структура организации и текущие задачи
Актуальная структура ОВО включает в себя следующие подразделения и службы:
- Строевые спецподразделения полиции (охрана собственности при транспортировке, сопровождение грузов);
- Строевые подразделения полиции (сотрудники полиции, прошедшие соответствующую аттестацию);
- Центры оперативного управления (управляющие пунктами централизованной охраны строевые подразделения);
- Пункты централизованной охраны (охрана объектов на местах).
Сейчас они представлены в 82 субъектах РФ, функционируя почти в полутора тысячах муниципалитетов. Вневедомственная охрана обеспечивается за счет казны, и ежегодно в последнее время ее ассигнование составляет порядка 90 млрд. руб. При этом наполовину организация является самоокупаемой.
Повышение зарплат и развитие в 2020 году
Последняя коренная реформа ОВО, касавшаяся серьезных изменений в структуре и специфике работы, была еще в 2012 году. И тогда почти сорок тысяч сотрудников службы лишились работы. В 2017-м тоже прошло небольшое сокращение: примерно, на три тысячи рабочих мест.
В начале 2018-го провели небольшое перевооружение и переоснащение Вневедомственной охраны, приведя ее в соответствие с современными требованиями дня, в том числе разрешили использовать экипировку «Витязь» (новый бронежилет и шлем), что специально разрабатывалась для групп задержания.
Также на вооружение были поставлены передвижные спецкомплексы «Аракс» и автокомплексы «Каркас», применяемые при нахождении и обезвреживании взрывоопасных веществ и в инженерной разведке.
Начиная с осени 2019 года, зарплаты ОВО-вцам, как и сотрудникам всех прочих госструктур, снова начнут индексировать, то есть в 2020-м, пусть и ненамного, но им тоже стоит ждать повышения окладов.
В остальном же схемы расчетов останутся прежними: на величину довольствия будет влиять звание, стаж и занимаемая должность, получаемые льготы, коэффициенты регионов. Сотрудники московских и петербургских подразделений, как охраняющие наиболее важные объекты страны, получают повышенный оклад.
Кроме того в 2020 году завершится начатая в 2019-м передача охранных полномочий по многим гособъектам культурного значения и руководящих учреждений коммерческим структурам. Ожидается, что это будут важнейшие научные и публичные библиотеки, госархивы, все, что принадлежит Центробанку, музеи и гидротехнические сооружения.
Считается, что таким образом будет достигнута экономия государственного бюджета, правда, при этом вырастут расходы самих объектов охраны. И, не исключено, что будет наблюдаться всплеск уровня преступности и диверсий. Однако в Росгвардии полагают, что современные технические средства сигнализации помогут достойно ответить на эти вызовы.
Однако полностью упразднять структуру ОВО пока не собираются: и с уменьшением числа объектов охраны вследствие описанных изменений, работы останется в достатке. Поэтому ни сокращения рабочих мест, ни нивелирования социальных льгот и прочих преференций сотрудникам этих служб ждать не приходится. Но, не исключено, что им будут переданы функции некоторых других подразделений МВД, которое, как известно, в 2020-м ждет продолжение масштабной фундаментальной реформы.
Видео
В заключение
Можно быть уверенными, что о полном расформировании или глобальном сокращении численности состава ВО беспокоиться не стоит. На федеральном уровне чиновники, отвечающие за проведение подобной реформы, утверждают, что государственные охранные структуры не останутся без работы даже при значительном уменьшении объектов в зоне ответственности ВО. В 2020 году нас ждет продолжение реформ подразделений вневедомственной охраны. Эксперты не исключают возможную вероятность передачи ВО части функций других подразделений, входящих в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации.