Многие, вероятно, помнят, прозвучавшее во время прямой линии Путина предложение одной россиянки о необходимости устранении огромного разрыва между доходами с одной стороны – высоких чиновников и специалистов госкорпораций, а с другой – рядовых муниципальных чиновников, чего в советские времена не бывало.
Президент, как показалось, довольно сомнительно аргументировал необходимость высоких окладов чиновников высокого ранга и менеджеров крупных госкомпаний. Мол, если им не платить большие деньги, то якобы они разбегутся по частным структурам или даже уедут «за бугор». И нехватка квалифицированных кадров якобы станет причиной снижения благосостояния граждан в результате стагнации экономики страны.
На этом, вроде бы, предложение россиянки было отклонено, однако, это не так.
Как известно, прямая линия состоялась 21 июня, текущего 2019-го, а уже через три дня или 24 июня президент подписывает Указ, который публикуется на портале Кремля, и этот документ касается основных направлений совершенствования гражданской службы на период вплоть до 2021-го.
В Указе есть два момента, заслуживающих внимания. Во-первых, дается поручение правительству обеспечить разработку и принятие мер по улучшению системы оплаты труда «государевых слуг», не снижая доходы, за счет:
- оптимизации их числа;
- поэтапного повышения окладов;
- а значит, и повышения чиновничьих пенсий.
И, во-вторых, перед правительством ставятся задачи:
- обеспечения до 2021-го мониторинга системы подготовки чиновничьих кадров;
- разработки методологии оценки их работы;
- формирования кадрового резерва гражданской службы.
Попросту говоря, в первом случае речь идет о якобы повышении выплат госслужащим, в том числе и муниципального уровня, однако, задумано сделать это за счет сокращения числа чиновников. Хотя потом правительству пришлось объяснять, что речь идет о 10 процентном сокращении чиновников центральных ведомств и не касается представителей муниципальных служб.
А второй момент Указа – это, по сути, ужесточение требований к чиновникам, как центральной, так и муниципальной, иначе говоря, местной власти. Собственно, о том, повысят ли зарплату именно чиновникам муниципального уровня, и рассмотрим в этом обзоре.
- Повышение зарплаты муниципальных служащих в 2020 году
- Индексация зарплат муниципальных служащих в 2020 году
- Как рассчитываются доходы властей?
- Рост доходов депутатского корпуса
- Другие факторы создания выплат
- Прибавки к выручке в связи с инфляцией
- «Необоснованное» поднятие выплат заработных плат
- Ожидается ли сокращение штатов?
- Совместное принятие изменений в законодательство
Повышение зарплаты муниципальных служащих в 2020 году
По мнению аналитиков структуры Федерации независимых профсоюзов, если говорить об окладах и пенсиях служащих муниципального уровня, придерживаясь теперешних тенденций трудовых отношений, то Указ вроде бы логичный.
Дело в том, что сейчас оклады муниципальных чиновников находятся в пределах МРОТ, а получают они около 30-40 тыс. рублей. Все, что сверх окладов – это стимулирующие надбавочные выплаты. Для примера приведем таблицу средних выплат муниципальным чиновникам некоторых регионов:
Как видно, что зарплаты чиновников в регионах имеют определенный разброс и это во многом зависит от уровня цен того или иного региона. В Москве и области, например, стоимость жизни выше, чем в той же Хакасии.
Еще более разительный дисбаланс в стоимости жизни между северными и южными российскими регионами. Это, во-первых. А, во-вторых, даже в приведенной выше таблице прослеживается ущербная тенденция оценки трудовых отношений в зависимости от регионов. Причем, чем экономически развитей регион, тем выше там выплаты чиновникам. Хотя характер труда у чиновников одного уровня примерно одинаковый.
Тем не менее, следует признать, что выплаты региональным чиновникам выше и, причем, значительно, чем у тех же врачей, учителей, работников социальных служб. Хотя сказать, что ценность их работы меньшая, чем у чиновников, нельзя.
Ясно, что экономический кризис, а также санкции негативно влияют на рост благосостояния, в том числе и местных чиновников. Предполагается, что зарплата муниципальных служащих в 2020 году повысится.
Пока разговор идет о 4-процентном повышении, однако такой рост отнюдь не является реальной прибавкой выплат – это всего лишь компенсация повышения цен из-за инфляции денег или из-за их обесценивания, что приводит к снижению реальных покупательных возможностей нашей валюты.
Индексация зарплат муниципальных служащих в 2020 году
В полном соответствии с принципами трудовых отношений в муниципальных службах строят и трудовые отношения в коммерческих структурах. Иначе говоря, происходит такой же дисбаланс выплат между рядовыми сотрудниками компаний и их руководителями. И если выстроить справедливую оценку труда в среде местных чиновников, то и в частных структурах произойдет выравнивание в выплатах между специалистами разных уровней.
Зарплаты должны быть не только учитывающими реальные затраты работников или восстановительными, но и прогрессивными, которые бы давали возможность работникам не только содержать семьи, но и обеспечивать им будущее.
Однако, это уже вопрос экономической и социальной политики государства, которое должно не только выстроить справедливое обеспечение своих граждан благами, но и контролировать их как социальное, так и экономическое положение, своевременно реагируя на снижение уровня.
Относительно намерения правительства повысить выплаты госслужащим, то это, как уже говорилось ранее, вовсе и не реальное повышение, а банальная индексация зарплаты муниципальных служащих в 2020 году. В пределах 4 процентных дополнительных выплат, но не по отношению к зарплатам, а лишь по отношению к ставкам, которые, как уже говорилось, находятся на уровне МРОТ. И произойдет это «повышение» не ранее октября будущего года.
Следуя логике президента, что если не платить, как «государевым», так и местным «слугам» народа по достоинству, то и экономика не будет расти, потому что чиновники разбегутся по коммерческим структурам, а многие – окажутся «за бугром».
Как рассчитываются доходы властей?
Для вычисления средней прибыли нужно суммировать ежемесячные получки за 2 прошедших года. Затем результат сложения делится на число 731, что как раз составляет 2 года.
Отметим также и тот факт, что денежное довольствие подвергается ряду налогообложений:
- НДФЛ, который для физлиц устанавливается в пределах 13-30 процентов;
- вложения в ПФР, равные 22%;
- инвестиции в Фонд соцстраха (2,9%);
- медицинская страховка требует отчисления 5,1 процента;
- перечисления на случай получения травм (0,2-8,5 процентов).
Уделяя внимание свежим новостям про повышение окладов, муниципальные служащие в 2020 году в России должны не забывать об особенностях расчёта ставок. Так, если имеет место труд во вредных условиях, то и вышеприведённые цифры выглядят совсем по-другому.
Рост доходов депутатского корпуса
Согласно точным сведениям Росстата, численность народных избранников регионального уровня составляет 725,1 тыс. Это менее половины общей совокупности властных представителей. И примерно 327 тысяч заняты в местных органах самоуправления.
Ориентировочно муниципальные работники, занятые в государственных организациях, довольствуются в среднем 42,6 тыс. «деревянными». Члены исполнительной власти получают около 49,1 тыс. единиц национальных дензнаков. Но больше всего заработки имеются у депутатов, трудящихся в условиях сурового климата. Так, в Ямало-Ненецком округе платят по 136 тыс. р., в Ненецком – 134,5 тыс. И наконец, в Ханты-Мансийске положено в среднем 123 тыс. р.
Наоборот, самые скромные доходы по России зафиксированы в таких административных единицах:
- Черкесия – 26,3 тыс. рублей;
- в Северной Осетии народные избранники получают чуть меньше – 26,25 тыс. р.;
- Ингушетия – 24,8 тыс. р.;
- больше всего в увеличении зарплаты муниципального служащего в России нуждаются власти Крымского полуострова, поскольку там доходы всего лишь 21 тыс. р.
Другие факторы создания выплат
В городских массивах оплата труда представителей депутатского корпуса относительно приемлемая. Однако в сельской местности управленцам приходится особенно тяжело. К тому же по иронии судьбы они не имеют таких же теневых источников прибыли, как их коллеги из более крупных населённых пунктов. В деревнях оклад чиновников находится на уровне 7-9 тыс. единиц российских рублей.
Мы должны также помнить об иерархии специалистов рассматриваемого ремесла. Так, законопроекты, принятые властями, устанавливают внушительную сумму вознаграждения в основном для людей высшего сословия. Бюджетники, обладающие заветной первой категорией, располагают 100 тыс. «деревянными».
Прибавки к выручке в связи с инфляцией
Теперь пришло время поговорить об индексации заработных плат муниципальным служащим. Всем известно, что в течение нескольких лет страна пребывала в режиме моратория на индексации. Но вскоре ожидается аннулирование соответствующих запретов. Начиная с грядущего 2020 года, ставки депутатов будут пересчитываться соразмерно обесцениванию.
Конечно, нет смысла ожидать значительного индикационного коэффициента в связи с состоянием экономики. Но свои 4 процента члены органов самоуправления получат точно. Хотя, на Новый год прибавки не видать – индексация произойдёт только 1 октября 2020 года.
«Необоснованное» поднятие выплат заработных плат
Уже целых 6 лет народные избранники живут без увеличения окладной доли. Об изменениях при перечислении заработных плат поведал сам глава государства в 2014 году, мотивировав это необходимостью экономии ресурсов бюджета.
Тем не менее доходы данной категории российского населения год от года неуклонно росли. Напрашивается вывод, что здесь сыграли роль дополнительные составляющие итогового вознаграждения. (А может, дело было в росте банального взяточничества, столь соблазнительного для высокопоставленных чинов?) Но как бы там ни было, Росстат отчитался в средней прибыли сотрудников власти на уровне 115,7 тысячи рублей.
Интересно отметить, что 600 миллиардов, о которых речь шла выше, предназначены вовсе не для индексации. Эти средства пойдут на следующие цели:
- непосредственное повышение ставки муниципального служащего на 2020 год в РФ, т.е. помимо индексации;
- премии, выписываемые за отличную службу;
- оставшаяся часть в размере пары миллионов – адресная помощь тем, кто достиг больших результатов при воплощении в жизнь указов об увеличении зарплат от 2012 года.
Ожидается ли сокращение штатов?
Татьяна Нестеренко, занимающая должность замминистра финансов, обнародовала намерение высшего правительственного органа лишить работы 5-10 процентов депутатов. Изменения коснутся уполномоченных граждан, занятых на всех уровнях власти.
Что касается муниципалитетов, то в 2020 году они потеряют примерно 5 процентов сотрудников. Но в 2021 эта цифра вырастет ещё на 5 процентов. Централизованные госучреждения распрощаются с 10% бюджетников за следующие два года.
Аргументом проведения подобной реформы Нестеренко называет потребность в корректировках принципов финансового поощрения. Политик отмечает, что оставшимся кадрам нет смысла беспокоиться об урезании доходов. В конечном итоге, это послужит росту окладов до конкурентоспособных величин.
Не будет ли сокращение муниципальных служащих в 2020 году лишним мероприятием? На этот счёт заместитель главы Минфина утверждает, что нет возможности по-другому достичь поставленной цели.
Совместное принятие изменений в законодательство
Возвращаясь к вопросу о финансовом вознаграждении чиновников, отметим действие постановления Путина от августа 2016 года. Закон призван внести изменения в процесс начисления ставок на последующие два года. Таким образом президент инициировал борьбу народных избранников за престиж ремесла.
2019 был последним годом подготовки новой системы так называемых стимулирующих перечислений средств. В прошлом году несколько государственных ведомств общими усилиями сформировали перечень легитимных корректировок:
- улучшение стимулирования выплат;
- совершенствование гарантированной части довольствия депутатов;
- адресная помощь особо отличившимся кадрам.
На самом деле затея с поднятием «эффективной» доли окладов далеко не нова. Но что будет с зарплатой муниципальных служащих применительно к этому аспекту, если реальная обстановка в РФ не позволит достичь задуманного? Так и есть – реализация идеи высшего руководства происходит не слишком быстрыми темпами. Тем не менее на данный момент уже известна стратегия улучшения государства, расписанная на 5 лет вперёд.