Какой церковный праздник 11 октября 2019 года в России, что будет отмечать церковь в этот день

Церковные праздники

11 октября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 октября

Харитонов день
Святителя Харитона Исповедника, епископа
День памяти святого Харитона, заключенного в темницу в начале IV века в Иконии во время гонения на христиан при императоре Аврелиане. После освобождения в правление императора Тацита он отправился в паломничество в Иерусалим. Является основателем нескольких обителей.
Преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского Является днем памяти родителей святого С. Радонежского. Были строгими блюстителями церковных уставов. Общецерковное их прославление состоялось в 1992 году.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских Праздник в честь святых Киево-Печерских Ближних (Антониевых) пещер. Установлен в 1670 году. Изначально отмечался в первую субботу после Воздвижения Креста Господня. Нынешняя дата была закреплена в 1886 г.
Преподобного Иродиона (Родиона) Илоезерского Церковь празднует память святого Иродиона — основателя храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Илоозере, неподалеку от Белозерска. Почитание установлено в 1653 году.
Благоверного князя Вячеслава Чешского Праздник в честь князя Вячеслава (Винчеслав, Вацлав), внука святой княгини Людмилы. Основатель храма во имя святого Вита в Праге. Был убит родным братом и его слугами в 935 году.

11 октября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 октября

Харитонов день

Святителя Харитона Исповедника, епископа.

День памяти святого Харитона, заключенного в темницу в начале IV века в Иконии во время гонения на христиан при императоре Аврелиане. После освобождения в правление императора Тацита он отправился в паломничество в Иерусалим. Является основателем нескольких обителей.

Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305 — 311), Максимиане (305 — 313) или Ликинии (311 — 324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил.

Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел.

В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, при этом отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра.

Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, поэтому основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Лаврой». В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения.

Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.

Преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

Является днем памяти родителей святого С. Радонежского. Были строгими блюстителями церковных уставов. Общецерковное их прославление состоялось в 1992 году.

Преподобные Кирилл и Мария принадлежали к знатному боярскому роду. По древнему ростовскому преданию, боярин Кирилл происходил из старинного рода Симонови­чей, родоначальником которого был один из потомков варяжского князя Африкана – Симон (Шимон). Потомки Симона переехали на северо-вос­ток Руси в свите князя Юрия Владимировича Долгорукого.

В начале XIV века поместье преподобных Кирилла и Марии располагалось недалеко от Ростова Великого в селении Варницы. В 1427 году Ростовский архимандрит Ефрем основал здесь Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь. Так наши благочестивые предки увековечили в памяти грядущих поколений родину великого подвижника русской земли – преподобного Сергия Радонежского.

Боярин Кирилл состоял на службе у Ростовских удельных князей, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Это были опасные путешествия, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Преподобная Мария и дети каждый раз прощались с ним, как перед смертью.

Жили Кирилл и Мария просто, их домашний быт был близок к крестьянскому и в высшей степени благочестив. Добрые родители воспитывали детей в смирении, целомудрии и любви, понимая, что иначе нельзя стяжать Небесное Царство. Житие Преподобных особенно украшено свидетельством об их милосердии и страннолюбии, которое было увенчано посещением их дома Ангелом. И дети были достойны своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии – особая в Русской Православной Церкви: пять ее членов Господь прославил в лике святых.

Варфоломей (будущий Великий Сергий) был вторым сыном Кирилла и Марии после Стефана. Перед его рождением (3/16 мая 1314 года) произошло чудо, указавшее, что он будет велик пред Богом и станет истинным служителем Живоначальной Троицы. Когда мать его стояла в храме на Божественной Литургии, находившийся во чреве младенец трижды воскликнул громким голосом. Первый раз пред чтением Евангелия, второй раз, когда начали петь Херувимскую песнь, и третий раз при возглашении священника: «Святая святым!»

Преподобные Кирилл и Мария со смирением приняли это знамение Промысла Божия и с сердечной благодарностью дали обет посвятить Господу свое чадо. И Господь принял его и взращивал как Свой священный сосуд. Уже с младенчества преподобный Сергий в среду и пятницу воздерживался от пищи и вовсе не прикасался к материнской груди, если мать вкушала мясо. Поэтому и преподобная Мария совершенно отказалась от мясной пищи, поняв явленное ей Божественное промышление, и сообразно с этим повела дело воспитания своего дитя. Когда ребенок подрос, то в нем стали ещё более явно проявляться знаки богоизбранности: он любил молитву, духовные книги, труд, уклонялся от шалостей, чтил родителей и имел великое послушание и смирение, что есть корень всех добродетелей.

В преклонных годах боярину Кириллу пришлось покинуть ростовскую землю и переехать в Радонеж. Во всех путях своих Преподобные хранили душевный мир и упование на Бога. Их семейный очаг был подобен монастырской обители, где все служило к утверждению в благочестии. По старости лет боярин Кирилл больше не мог нести службы, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, который к тому времени женился. Младший сын Петр также избрал супружескую жизнь, а Варфоломей желал принять иноческий постриг.

Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения и упокоить их старость. С великой любовью согласился он еще остаться с ними, до времени томить себя неисполненным желанием и сохранить повиновение родителям, а через это наследовать их благословение. Так раскрывается Божественная премудрость: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли» (Исход, 20, 12).

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали принять монашество и, оставив всякое попечение земное, ушли на жительство в Хотьков монастырь, чтобы навсегда стать хранителями и покровителями этой земли. Здесь провели они последние дни своей жизни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму – великий ангельский образ.

Немного ранее (около 1334 года) стал иноком овдовевший брат Варфоломея Стефан. Похоронив супругу в Покровском монастыре на Хотькове, он уже не пожелал возвратиться в мир и вместе с братом послужил схимникам-родителям до их блаженной кончины, последовавшей в 1337 году. Перед смертью святые Кирилл и Мария благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая Чудотворца. В течение сорока дней братья оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память.

Русский народ всегда с благодарностью чтил это святое семейство – молитвенников за наше Отечество. Великий Сергий сохранил и приумножил главное сокровище – бессмертное Православие – в то время, когда силы народа были на исходе, и спас народную душу от гибели. Примирив русских князей, он способствовал их объединению под знаменем благоверного князя Димитрия Донского. И Господь явил милость, даровав вымоленную преподобным Сергием победу русскому воинству, и освободил Русь от тяжкого бремени татарского ига, простив ей грех междоусобных кровопролитий.

Настало время возрождения России. С тех пор никогда не забывали благодарные потомки родителей Игумена Земли Русской. Память преподобных Кирилла и Марии совершалась в Троице-Сергиевой Лавре и в Хотьковском монастыре 28 сентября/11 октября и 18/31 января. У мощей Преподобных в Покровском соборе читалась Неусыпаемая Псалтирь и служились панихиды. Канонизация святых в 1992 году достойно увенчала шестивековое почитание святых родителей, давших миру образец святости, христианского устроения семьи и благочестивого монашества.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Праздник в честь святых Киево-Печерских Ближних (Антониевых) пещер. Установлен в 1670 году. Изначально отмечался в первую субботу после Воздвижения Креста Господня. Нынешняя дата была закреплена в 1886 г.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется ныне 11 октября (28 сентября по старому стилю). Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т. е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 г.), другой  – находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским.

В Собор преподобных отцов входят (в скобках приводится день основной памяти, где и помещены сведения о святом): преподобный Антоний Первоначальник (память 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня), преподобные Феофил слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), преподобномученик Евстратий (память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля), преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля), преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря), преподобный Никола Святоша, князь Черниговский (память 14 октября), мученик Григорий Чудотворец (память 8 января), преподобный Онисим Затворник (память 4 октября и 21 июля), преподобный Матфей Прозорливый (память 5 октября), преподобный Исаия Чудотворец (память 15 мая), преподобный Аврамий Трудолюбивый (память 21 августа), преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля), преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января), преподобный Пимен Постник (память 27 августа), преподобный Онуфрий Молчаливый (память 21 июля), преподобный Анатолий Затворник (память 3 июля), преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа), преподобный Сисой Затворник (память 24 октября), преподобный Феофил Затворник (память 24 октября), преподобный Арефа Затворник (память 24 октября), преподобный Спиридон Просфорник (память 31 октября), преподобный Онисифор Исповедник (память 9 ноября), преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая), преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта), преподобный Феофан Постник (память 11 октября), преподобный Макарий (память 19 января), преподобномученик Анастасий диакон (память 22 января), двенадцать мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской Великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (память 14 февраля), преподобный Аврамий Затворник (память 29 октября), преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля), мученик Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря), преподобный Илия Муромец (память 19 декабря), преподобный Никон Сухой (память 11 декабря), преподобный Ефрем, епископ Переяславский (память 28 января), преподобный Тит иеромонах (память 27 февраля).

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня, а также 15 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15 октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере.

Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобною Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах:

«Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник».

Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в Службу этого праздника (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, в типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866).

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 11 октября об этом сказано так:

«Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша…»

Преподобного Иродиона (Родиона) Илоезерского

Церковь празднует память святого Иродиона – основателя храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Илоозере, неподалеку от Белозерска. Почитание установлено в 1653 году.

Преподобный Иродион Илоезерский, Новгородский, ученик преподобного Корнилия Комельскою (+ 19 мая 1537), после смерти своего наставника удалился на Илоозеро, в 20 километрах от Белозерска, и там, на полуострове, поставил себе келлию и основал храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, положив начало Илоезерской Озадской пустыни. Преподобный был строгим постником, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался Святых Таин. Ангел возвестил преподобного о близости его кончины. Скончался он в схиме 28 сентября 1541 года и был похоронен в устроенной им часовне.

Первая икона преподобного Иродиона была написана после его явления некоему Софонии. Софония, неблагоговейно ткнув посохом в могилу преподобного, был наказан слепотой, но по молитве святому прозрел.

Краткое Житие преподобного Иродиона было написано архимандритом Белозерского монастыря Митрофаном, который в 1653 году, по благословению Новгородского митрополита (впоследствии патриарха) Никона, освидетельствовал чудеса, совершавшиеся от мощей преподобного Иродиона. Тогда и было установлено празднование его памяти. На месте часовни преподобного Иродиона был воздвигнут храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Иродиона Илоезерского.

Благоверного князя Вячеслава Чешского

Праздник в честь князя Вячеслава (Винчеслав, Вацлав), внука святой княгини Людмилы. Основатель храма во имя святого Вита в Праге. Был убит родным братом и его слугами в 935 году.

Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на его пороге был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался.

Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Оцените статью
Fan World