21 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
- Церковные православные праздники 21 сентября
- Земная жизнь Пресвятой Богородицы
- Икона Рождество Пресвятой Богородицы
- Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
- Молитва в праздник Рождества Богородицы
- Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы
- Молитва Рождеству Богородицы
- Рождество Пресвятой Богородицы — тропарь, кондак, величание
Церковные православные праздники 21 сентября
Рождество Пресвятой Богородицы | Приурочен рождению Девы Марии. Относится к числу двунадесятых непереходящих праздников. |
Почаевской иконы Божией Матери | Посвящен одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви -чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Празднование установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от осады турков 20-23 июля 1675 г. |
21 сентября православная церковь отмечает великий непереходящий праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен ещё в 4 веке. Церковь по крупицам собрала все факты о жизни Богоматери.
Праздник Рождества Богородицы открывает новый церковный год (индикт), который начинается 14 сентября. С рождением Марии, которую назовут Престолом Бога, Дверью, через которую в мир явится Спаситель, начинается и история Нового Завета.
История человеческого искупления от власти греха и смерти началась не с момента Рождества Господа Иисуса Христа, а гораздо раньше. Эта история началась еще в саду Эдема, продолжилась в ветхозаветный период и окончательно осуществилась уже в Новом Завете. Одним из таких важных моментов в истории человеческого спасения стало, в частности, рождение Матери Господа Иисуса Христа – Пресвятой Богородицы.
Земная жизнь Пресвятой Богородицы
Земная жизнь Матери Божией, казалось бы, хорошо известна каждому верующему. Однако даже здесь, если посмотреть внимательнее, можно выделить несколько интересных моментов. Дело в том, что мы не имеем единого и полного древнего повествования о жизни Пречистой Богородицы. Евангельские сюжеты, в которых упоминается Матерь Божия, разбросаны по всему Новому Завету, а многое и вовсе сохранилось лишь в Предании Церкви. Что же мы можем узнать о земной жизни Богородицы, если соединим вместе Священное Писание и Предание Церкви?
Собственно с Предания Церкви и начинается рассказ о жизни Матери Божией. В Евангелиях мы не находим сведений о Рождестве Пресвятой Богородицы, однако предание нам сообщает следующую историю. На стыке двух эпох – Ветхого и Нового Заветов – в городе Назарете жила одна благочестивая, праведная, но, к сожалению, бездетная семья – Иоаким и Анна. К сожалению, потому что в древнем Израиле семья, которая не имела детей, считалась проклятой, наказанной Богом за тяжкие грехи. В такой ситуации бездетная семья вообще оказывалась в положении изоляции от остального общества. Достаточно сказать, что из-за отсутствия детей Иоаким даже не мог приносить жертвы в храме. Все это показывает нам, какую веру было необходимо иметь людям, чтобы продолжать верить в Бога и молить Его о милости. Именно это и делали родители Пресвятой Богородицы. И наконец праведные Иоаким и Анна дали обет, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. И вот, когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Господь даровал им ребенка – у них родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). Впоследствии Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию.
Важно сказать и о родословной Марии – по отцу Она происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающихся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно. После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали обет, что дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.
Здесь мы встречаемся с еще одним моментом из Предания Церкви – рассказом о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это произошло, когда Марии исполнилось 3 года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Как сообщает нам Предание Церкви, Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Мария была введена в Святая Святых – это было сделано по особому Божиему повелению, так как по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. После этого события Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступать в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались.
В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили с престарелым плотником Иосифом, который также происходил из рода царя Давида. Дева Мария поселилась в доме Иосифа в Назарете. В своей обычной жизни Она вела хозяйство, пряла, шила, а также постоянно молилась. Здесь важно отметить, что Дева Мария не была женой Иосифа, как это иногда некоторые себе представляют. Форма обручения мужчине ради сохранения обета девства – это совершено иная форма совместной жизни, нежели брак. Такая форма иногда и применялась в древнем Израиле.
Первым евангельским событием, связанным с Матерью Божией, является Благовещение о рождении Спасителя. Посланный Богом архангел Гавриил известил Марию о том, что Она станет Матерью ожидаемого Израилем Спасителя, Мессии. Конечно, Мария удивилась этому известию, так как дала обет хранить девство. Однако архангел Гавриил дал ей ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Дальнейшие убеждения уже были не нужны. Будучи полностью покорной Богу, Мария отвечала лишь одно: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Следующий момент, описываемый в Евангелии, – это встреча Богородицы со своей родственницей, праведной Елисаветой, будущей матерью пророка Иоанна Предтечи. Божия Матерь приходит в левитский (то есть особо выделенный для поселения священнослужителей) город Иута, где жили праведные Захария и Елисавета. Здесь Она встречается с Елисаветой, у которой в момент встречи во чреве взыграл младенец (будущий Иоанн Предтеча), а сама она произнесла пророчество о Матери Божией. В ответ Богородица произнесла известный теперь гимн «Величит душа Моя Господа». Спустя три месяца Пресвятая Богородица возвратилась в Назарет.
Евангелие от Матфея рассказывает нам, что когда Мария зачала, Иосиф пришел в сильное смущение. Чтобы не навести гнев людей на Марию – ведь ей грозило бы побиение камнями, – Иосиф решает отпустить Ее. Однако ему является ангел Божий, который запрещает отпускать Марию и свидетельствует о рождении у Нее ожидаемого Мессии. Иосиф слушается воли Божией и оставляет Марию у себя.
Далее Пресвятую Богородицу на страницах Евангелия мы встречаем в рассказе о рождестве Господа Иисуса Христа. Рождение Богомладенца совпало со временем общей переписи, которая была устроена в Иудее по решению императора Августа. Всем евреям было необходимо записаться именно в том городе, из которого происходил их род. Именно поэтому Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем – в свой родной город. Прибыв в город, они, как известно, не нашли свободного дома и поэтому заночевали в одном из вертепов (так называли загон для скота, который представляла собой пещеру). Здесь и произошло чудо – рождение Богомладенца Иисуса Христа.
На 40-й день после рождения Младенца Христа приносят в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Это событие вошло в историю Церкви как праздник Сретения Господня. Богородица приносит за первенца в жертву Богу двух горлиц и двух голубей. Принимавший Младенца Христа старец Симеон сказал пророчество и о Божией Матери, Которой он предвозвестил будущие материнские страдания за Сына. Однако вскоре святому семейству приходиться бежать из Иудеи, так как Богомладенца хотел убить царь Ирод. Правитель Иудеи, неправильно поняв смысл пророчеств, боялся, что родившийся Мессия будет претендовать на царский трон, чего Ирод, конечно же, не желал. Скрываясь от гнева царя Ирода, Иосиф, Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос бегут в Египет, где и пребывают до смерти иудейского царя. Узнав о том, что опасность миновала (об этом Иосифу во сне сообщил ангел Божий), семья снова возвращается в Иудею.
По возвращении в Назарет Матерь Божия занималась воспитанием Младенца Христа, а также продолжала рукодельничать. Однажды, когда семья посетила Иерусалим (а это происходило каждый год на Пасху), отрок Иисус (ему было уже 12 лет) потерялся. Вернувшись в город, Богородица и Иосиф долго не могли найти Его, а когда нашли, то изумились. 12-летний мальчик, находясь в храме Иерусалима, беседовал с иудейскими учителями, открывая им тайны Своей мудрости. Пресвятая Богородица, как и любая мать, высказала Свою скорбь о потере Сына, на что Иисус ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». В тот момент Матерь Божия не до конца поняла смысл этих слов, однако позднее Она стала свидетельницей их исполнения. Как свидетельствует Евангелие, Матерь Божия «сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем».
Одним из первых евангельских свидетельств, в которых Матерь Божия выступает заступницей и просительницей за людей пред Своим Сыном, является рассказ о браке в Кане Галилейской . В этом сюжете Богородица просит Господа претворить воду в вино, так как у пирующих на свадьбе оно закончилось. Хотя время Господа еще не настало – Он еще не явил Себя людям как Мессию, – тем не менее Своей Матери Он не отказывает и совершает чудо претворения воды в вино.
Есть в Евангелиях еще один эпизод с упоминанием Матери Божией. Пришедшие к дому, где проповедовал Господь, и пожелавшие Его увидеть Богородица и Его братья (сводные – дети Иосифа от первого брака) просят Его выйти к ним. Христос же отвечает, что для Него матерью, братом и сестрой являются те, кто исполняет волю и заповеди Божии. Этими словами Господь вовсе не отрекается от Своей семьи, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, показывает каждому человеку, что он также может стать частью семьи Божией.
В целом, стоит отметить, что рассказов о Матери Божией в Евангелиях не так много, ведь главная задача всех четырех Евангелий – рассказать о Спасителе, Его проповеди и о том, что в первую очередь важно для нашего спасения. Именно поэтому, все остальное упоминается только в связи со служением Господа Иисуса Христа.
Одно из последних упоминаний о Пресвятой Богородице в Евангелиях – это рассказ о крестных страданиях Господа. Как мы узнаем из Евангелия от Иоанна, когда Господь Иисус Христос претерпевал крестные муки, Матерь Божия вместе с апостолом Иоанном Богословом и другими женщинами пребывала рядом с крестом. Господь, не желая оставлять Свою Матерь одинокой, указывая на апостола Иоанна, произнес: «Жено! се, сын Твой», – а затем сказал апостолу: «Се, Матерь твоя». С этого дня апостол Иоанн стал заботиться о Пресвятой Богородице.
Православная Церковь верит, что по Своем Воскресении Господь сразу явился именно Матери Божией, что именно Она была среди жен-мироносиц («другая Мария»), которые встретили ангела, возвестившего о воскресении Господа. Также, по Преданию Церкви, Пресвятая Богородица присутствовала и при вознесении Господа на горе Елеон. Изображение Богородицы всегда присутствует на иконах этого праздника. Одно из последних свидетельств Нового Завета о Пресвятой Богородице – это рассказ о сошествии на Нее и апостолов Святого Духа, которое произошло по обещанию Самого Христа. Дух Святой сошел на них в виде огненных языков – таким образом произошло чудо Пятидесятницы. Именно после этого события у апостолов появились сила исцелять больных, изгонять бесов, говорить на разных языках и т. д.
В дальнейшем о жизни Пресвятой Богородицы Церковь знает только из своего предания, так как Новый Завет больше об этом ничего не говорит. Предание же гласит, что весть о Своей скорой кончине Матерь Божия услышала от архангела Гавриила. В момент кончины Божией Матери рядом с Ней присутствовали все апостолы, кроме Фомы. Опять же, по Преданию Церкви, Господь лично принял душу Пресвятой Богородицы в момент Ее успения. Тело Ее апостолы положили в гробнице-пещере, а вход завалили камнем. Когда на третий день пришедший апостол Фома, попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Богородицей, случилось чудо. В открытой гробнице тела Богородицы уже не было: здесь остались только Ее одеяния, от которых исходило благоухание. Православная Церковь исповедует, что Матерь Божия была воскрешена силой Господа на третий день после Своего Успения и взошла на Небо. Так завершился земной путь Пресвятой Богородице, которая ныне пребывает со Своим Сыном и молится за нас перед Ним.
Икона Рождество Пресвятой Богородицы
Характерной чертой написания образа Пречистой Богородицы является изображение Ее с нимбом (хотя на иконе Она еще младенец). Здесь нимб символизирует ту степень святости и богоугодной жизни, которую Матерь Божия сохранила от Своего Рождества и до Успения.
Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится к многосюжетному типу – это значит, что на иконе изображено сразу несколько сюжетов, посвященных одному событию.
Примерно с XIV века на иконах Рождества Пресвятой Богородицы появляется еще один сюжет: это изображение отца Марии – праведного Иоакима. Он изображается либо один, либо (что гораздо чаще) со всей своей семьей – праведной Анной и младенцем Марией.
По иконописной традиции вокруг праведной Анны изображают от двух до шести женщин – это служанки, помогавшие при родах и в первое время после рождения ребенка.
Центральным на иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, является изображение полулежащей на ложе праведной Анны – матери Пречистой Богородицы. Здесь красный цвет – символ праздника, каковым впоследствии для христиан и стало это знаменательное событие.
В нижней части иконы, как правило, изображается сцена купания младенца Марии. В этой сцене Марию купает либо одна Ее мать – праведная Анна, либо ей в этом помогает одна из служанок.
Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
Молитва в праздник Рождества Богородицы
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тьме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Молитва Рождеству Богородицы
О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобившаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Тем же смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия восстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.