4 октября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 4 октября
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. | Последний день многодневного праздника — Воздвижение Креста Господня. В церквях проходит служба, читаются молитвы, песнопения. |
Кондрат да Ипат
Апостола от 70-ти Кодрата
|
День почитания памяти одного из 70 апостолов Христа. Кондрат был Афинским епископом. Автор апологии в защиту христианства. |
Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, митрополита | Воспоминание церковью события по открытию святых мощей Ростовского митрополита Димитрия. Это произошло в 1752 году. Празднование установлено в 1757 году. |
Преподобного Даниила Шужгорского | Церковь чествует святого Даниила. Вел подвижническую жизнь. Основатель монастыря в честь Преображения Господня на Шужгоре в Белозерском крае. |
Преподобного Иосифа Заоникиевского (Вологодского) | В честь святого Иосифа (мирское имя — Иларион). При жизни получил исцеление от иконы Божией Матери от болезни глаз. Основатель Заоникиевской обители в Вологодской губернии. |
Последний день многодневного праздника – Воздвижение Креста Господня. В церквях проходит служба, читаются молитвы, песнопения.
Отдание (то есть завершение) многодневного праздника в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в Русской Православной Церкви совершается 21 сентября (4 октября) во время Божественной Литургии.
В этот день в храме поются праздничные тропарь и кондак и в целом богослужение выглядит более торжественно, чем в дни попразднства, то есть в дни между самим днём праздника (14/27 сентября) и днём его отдания.
После отпуста Литургии священник выходит в храм и совершает вокруг аналоя с Крестом трехкратное каждение, а затем при пении тропаря и кондака праздника Воздвижения вносит Крест через Царские врата в алтарь, полагая его на святом престоле.
В этот день верующим стоит почаще думать о крестных страданиях Иисуса Христа и молиться о своём спасении.
«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1, 18).
Тропарь Воздвижения Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондрат да Ипат
Апостола от 70-ти Кодрата.
День почитания памяти одного из 70 апостолов Христа. Кодрат был Афинским епископом. Автор апологии в защиту христианства.
В этот день отмечается память апостола от семидесяти Кодрата, который в 1 веке проповедовал слово Божие в Афинах и носил чин епископа. По преданию, он обратил в христианство многих язычников, что вызывало ненависть закоренелых идолопоклонников. Однажды разъяренная толпа напала на Кодрата, чтобы побить его камнями. Хотя Кодрат остался жив, язычникам удалось его схватить и бросить в темницу, где мученик впоследствии скончался от голода. Самым известным трудом Кодрата считается апология христианства, которая так впечатлила императора Адриана, что он издал указ, запрещающий осуждать кого-либо без улик.
Также в этот день церковь чествует двух священномучеников, погибших за веру в 8 веке, — епископа Ипатия и пресвитера Андрея.
На Руси Кондрата да Ипата считали днем плодородия и земледелия. В этот день обязательно полагалось работать – в первую очередь, удобрять землю свежим навозом. Мудрые люди говорили: «Не присядешь без дела на Кондрата да Ипата — будешь богатым». Однако существовало и другое убеждение: будто бы простому человеку не приобрести богатства, как бы он ни трудился.
«Кондрат с Ипатом помогают богатеть богатым», — говорили по этому поводу.
В это время начинали замолотки. С вечера топили овины — двухэтажные строения для молотьбы зерна. На нижнем этаже разводили костер, тепло от которого сквозь решетчатый пол проходило на верхний этаж, где были разложены снопы. Жар подсушивал колосья, и зерна затем легко вымолачивались. Первый овин на Кондрата да Ипата крестьяне называли именинным, а для молотильщиков на завтрак варили овсяную кашу.
«Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок», — говорили при этом.
Вечером же работников угощали пирогами и брагой.
Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, митрополита
Воспоминание церковью события по открытию святых мощей Ростовского митрополита Димитрия. Это произошло в 1752 году. Празднование установлено в 1757 году.
Родился будущий архипастырь в 1651 году под Киевом в казачьей семье. Отец и мать ребенка вели благочестивую и богобоязненную жизнь, поэтому маленький Даниил (так в миру звали святого) рос в атмосфере любви и веры в Бога. Примечательно, что в своих дневниковых записях сын с большим благоговением описывает тихую и спокойную смерть своей матери. По этой записи понятно, что сын очень любил свою матушку и считал ее жизнь примером веры.
Первое образование Даниил получал в домашних условиях, родители сами учили его читать. Когда он подрос и пришло время учиться дальше, юноша поступил в училище, где быстро стал одним из лучших учеников. Особенно хорошо ему давалось искусство риторики и публичных выступлений. Приобретенные во время учебы навыки помогли будущему великому проповеднику выработать неповторимый стиль речи, который придавал его словам и проповедям особую убедительность, пламенность и искренность.
К сожалению, политическая ситуация в стране не дала одаренному юноше закончить обучение. Украина в то время постоянно переходила под власть разных государств, и военные конфликты были постоянными. Училище, в котором обучался будущий подвижник, было разрушено, и студентам пришлось прервать обучение. Но даже тех трех лет, проведенных в училище, юному подвижнику хватило, чтобы многое узнать и окончательно утвердиться в своем выборе встать на путь монашества.
Преподобного Даниила Шужгорского
Церковь чествует святого Даниила. Вел подвижническую жизнь. Основатель монастыря в честь Преображения Господня на Шужгоре в Белозерском крае.
Сведения о Данииле Шужгорском крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского), он был родом из «стран московских». Подвизался на севере Руси, где принял постриг в Корнилиевом Комельском монастыре.
Преподобный Даниил покинул монастырь и продолжил уединенную подвижническую жизнь в безлюдной и лесистой местности в Белозерском крае, на горе, именовавшейся Шужгорой. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Временем основания Даниилом Шужгорского монастыря считается XVI век.
Преподобный Даниил был погребен в Преображенском храме основанного им монастыря.
Около 1739 года в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи прп. Даниила, покоившиеся в Шужгорском монастыре, к которым стекались на богомолье «разных чинов люди». В 1764 году монастырь был обращен в приход. В XIX веке мощи прп. Даниила покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской церкви за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю основателя монастыря). В настоящее время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась.
По данным еп. Сергия (Спасского), память прп. Даниила Шужгорского содержалась в рукописных Кайдаловских святцах конца XVII века под 2 августа. В конце XIX века Е. Е. Голубинский поместил имя прп. Даниила в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В современной Минее под 21 сентября помещены две молитвы прп. Даниилу.
Преподобного Иосифа Заоникиевского (Вологодского)
В честь святого Иосифа (мирское имя – Иларион). При жизни получил исцеление от иконы Божией Матери от болезни глаз. Основатель Заоникиевской обители в Вологодской губернии.
Иларион Амвросимов был крестьянином дер. Обухово, в 50 лет внезапно потерял зрение. Истратив немалые средства на лечение и не получив исцеления, он дал обет неукоснительно бывать на богослужении в храме по воскресным и праздничным дням. Во время воскресной литургии в ц. во имя свт. Василия Великого на р. Еде крестьянину явился мч. Косма Асийский (см. Косма и Дамиан, бессребреники, Асийские) и, сняв с Илариона нательный крест, благословил им его.
По окончании службы Иларион, ведомый св. Космой, пришел на лесную поляну около дер. Лучниково. На следующий день крестьянин обрел здесь образ Пресв. Богородицы. Св. бессребреники Косма и Дамиан, явившиеся Илариону, повелели ему взять икону, как будто висевшую в воздухе. Иларион приложился к иконе и почувствовал себя исцеленным (явление иконы празднуется 23 июня). Тогда же он услышал повеление поставить крест на поляне.
Иларион построил часовню, в которой поместил крест и икону, и остался жить неподалеку. Весть о чудотворном образе разнеслась по всей округе, первые 9 чудес совершились при жизни И. З. В 1588 г. по благословению свт. Антония, еп. Вологодского и Великопермского, игум. Песочного монастыря Пимен и ключарь Софийского собора свящ. Иоанн Емельянов проверили показания свидетелей о чудесах, совершившихся у иконы. Во время работы комиссии исцелился новгородец Кондрат, бывший слепым около 7 лет. Близ часовни был построен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прав. Алексия, человека Божия. В день освящения храма Иларион принял монашеский постриг. Вскоре вокруг святого собралась община.
В «Сказании…» сообщается, что Иосиф Заоникиевский, стараясь избежать почитания и славы, принял на себя подвиг юродства, ходил босым, под ветхой одеждой носил власяницу, за пазухой — камни, песок и землю, изнурял себя постом, ночи проводил в часовне в молитве перед явленным образом Пресвятой Богородицы. Святой отказался от настоятельства, и первым игуменом Заоникиевской обители стал старец Силуан. Перед кончиной за воскресной литургией Иосиф Заоникиевский причастился Святых Таин; несмотря на крайнее изнеможение, святой молился, преклонив колени.
В келье он рассказал братии о чудесном обретении Заоникиевской иконы Божией Матери и о явлении ему святых. На следующий день, предчувствуя близкую смерть, старец завещал похоронить его в часовне; игумен Феодосий исполнил просьбу Иосифа Заоникиевского. Место погребения святого в часовне оградили решеткой. Богомольцы, приходившие поклониться Заоникиевскому образу Божией Матери, служили у могилы Иосифа Заоникиевского панихиды, многие исцелялись от болезней.
Вскоре после кончины святого монашеская жизнь в пустыни стала приходить в упадок, часовня была разобрана. Некий монах позднее восстановил ее из старых бревен. В 1637 г., во время сильного пожара, сгорели оба храма: холодный в честь Владимирской иконы и теплый во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Чудесным образом уцелела часовня, в которой, согласно «Сказанию…», была вновь обретена Заоникиевская икона Божией Матери, до пожара находившаяся в церкви.
Во время строительства новых храмов в обители часовню «ради тесноты места» сломали, «а решетку от гроба под трапезу бросиша» (по мнению Е. Е. Голубинского, часовня в XVII в. трижды разорялась не из-за нерадивости монахов, но «по распоряжению епархиального начальства»). Через некоторое время часовню восстановили, «но не яко дом молитвенный, а яко непотребную хлевину». Богомольцы, приходившие в монастырь на праздники, имели обыкновение ночевать в часовне.
Однажды паломница из Вологды, по неведению расположившаяся на месте погребения Иосифа Заоникиевского, стала ночью кричать, что монах бьет ее жезлом, «яко на ноги его легох». В 1669 г. в обители были освящены новопостроенные холодный деревянный 3-престольный храм во имя Св. Троицы, Алексия, человека Божия, и в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, а также теплая церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы.